Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

СЛОВАРЬ СВЯТЫХ

Иероним Стридонский (ок. 342-347, Стридон - 30.9.420). Имя происходит от греч. “иерос” - “освященный” и “онома” - “имя”, “слава” (“священноименитый”). Родился в небольшом городке на стыке Паннонии, Далмации и Италии, неподалеку от Аквилеи, в семье богатых, но верующих в Христа людей и был назван Евсевием Иеронимом Софронием. В 354 г. был послан в Рим, здесь учился и принял крещение. В двадцать с небольшим лет он ездил в Галлию и тут, в Трире, познакомился с одной из первых в Западной Европе общиной монахов. Однако монахом он стал несколько лет спустя, после того, как съездил на родину, похоронил родителей, устроил судьбу младших сестры и брата. В 370 г. Иероним поселился недалеко от родного города, под Аквилеей, где подружился с местным епископом Валерианом, его будущим преемником священником Хроматием, Гелиодором и Руфином, с которым более всех подружился (а позже основательнее всего рассорился). Через два-три года дружеский кружок распался, и очень вероятно, что причиной тому был чрезмерно энергичный (враги сказали бы, склочный) характер самого Иеронима. Он отправился на Восток, обходил разные святыни и монастыри, а монахом стал в обители недалеко от Алеппо на севере Сирии, в Халкидской пустыни. Здесь он прославился своими аскетическими подвигами. В 374 г. во время тяжелой болезни, когда Иероним почти умирал от лихорадки в Антиохии, ему было видение: он стоит перед Христом, сидящим на судейском троне, объявляет себя последователем Христа, а в ответ слышит: “Ты лжешь, ты последователь Цицерона, ибо где сокровище твое, там и сердце твое”. Это его потрясло (хотя он, осуждая свои прежние увлечения, все-таки и впоследствии чаще цитировал светских авторов, чем церковных), и Иероним на четыре года ушел жить в полном одиночестве в пустыню Халки к юго-востоку от Антиохии. Время, однако, было такое, что именно те, кто бежал от мирской суеты, оказывались в центре настоящей бури — богословских и дисциплинарных споров. споров.

Иероним интересовался боголовием горячо, умел ясно мыслить и при этом, будучи, в сущности, чужим на Востоке, иногда видел положение дел яснее, чем сызмальства вовлеченные в борьбу члены противоборствовавших здесь группировок. В Антиохии сразу три человека претендовали на епископский чин, и Иероним писал папе Дамасу: “С твоей святостью я соединен евхаристией, с престолом Петра, ибо на этой скале, я знаю, стоит Церковь. Кто вкушает Агнца вне этого дома, тот вне Церкви. Кто не в ковчеге, погибнет в потопе. Не знаю Виталия, не подчиняюсь Мелетию, отчужден от Павлина. Кто не собирает с тобой, расточает, кто не с Христом, тот антихристов”. Когда Папа из трех названных Иеронимом людей признал епископом Павлина, Иероним с этим согласился и около 379 года Павлин посвятил его в священники. Иероним не хотел священства и принял сан с условием, что его никогда не будут заставлять служить и не “припишут” к какой-либо конкретной церкви. Он действительно ни разу не совершил литургии, — случай, может быть, уникальный в истории Церкви, во всяком случае, для человека, признанного святым. Вместе с Павлином Иероним в 380 году отправился в Константинополь, где проходил Второй вселенский собор, познакомился здесь с Григорием Назианзином и стал его восторженным учеником; через Назианзина Иероним открыл для себя труды Оригена, первого великого богослова Востока.

В 382 году Иероним вместе с Павлином отправился в Рим, на собор, созванный папой Дамасом для решения антиохийских проблем, и остался здесь в качестве секретаря Папы. Он рассчитывал даже стать преемником Дамаса. Однако, характер Иеронима с трудом переносили даже в монастыре, а в Риме прямолинейный и ригористичный аскет восстановил против себя и аристократию, и духовенства. Его тем больше ненавидели мужчины (не только церковники), что вокруг Иеронима сложился кружок вполне почтенных матрон и дев, готовых отдать за него жизнь, по его инициативе принесших обеты девственной жизни, ныне признанных святыми: Альбина и ее дочери Маркелла и Аселла, Леа, Мелания Старшая, Фабиола, Павла с дочерьми Влесиллой и Евстохией. К нему относились примерно так же, как в наше время относятся к проповедникам различных псевдовосточных культов, требующих ухода от семьи, полного подчинения воле духовного руководителя. Дело ухудшалось еще тем, что, в отличие от подобных учителей, Иероним защищал правое дело в манере совершенно невыносимой, агрессивной, не заботясь о том, как воспримут его слова. В декабре 384 Дамас умер, в августе 385 года Иероним покинул Рим и вместе с двумя ученицами из аристократок отправился обратно на Восток. Он поселился в Вифлееме и на деньги Павлы основал здесь один мужской монастырь и три женских. Именно в эти годы Иероним начал титанический труд по выверке текста Библии и создал редакцию перевода, на полтора тысячелетия ставшую единственную в Западной Церкви (“Вульгата”). Этот труд искупил многие недостатки Иеронима.

В 392 г. Иероним решил защитить Церковь от обвинений в мракобесии и написал книгу “О прославленных мужах” (название взято у Транквилла, литературная форма тоже, чтобы уравнять христианскую культуру с языческой). Что обвинения в адрес христианства были не беспочвенны, видно из того, что на Иеронима тут же обрушился Августин Иппонский, обвинив его во включении в число “славных мужей” некоторых еретиков. С другой стороны, Иероним подверг критике Златоуста и Амвросия Медиоланского, своих личных врагов. Впрочем, самым печальным, возможно, было то, что он включил в число “прославленных” и себя самого. Занимаясь богословием, Иероним далеко ушел от идей Оригена, начал обличать “оригенистов” и из-за этого поссорился со многими друзьями, в том числе, с Руфином и с иерусалимским епископом Иоанном. В выражениях Иероним не стеснялся и в 416 г. писал в свое оправдание: “Я никогда не щадил еретиков и всегда делал все, что мог, чтобы враги Церкви стали и моими врагами”. Конечно, слишком часто он забегал вперед Церкви (а иногда и вбок) и считал еретиками людей вполне ортодоксальных. В 410 году он узнал о разорении любимого Рима войсками готов, а в 411 на его собственный монастырь совершили набег арабы. Еретики пелагиане подослали бандитов, которые разорили монастырь в Вифлееме. Иероним умер, видя полное крушение всего, что считалось незыблемым и святым. Его похоронили в Вифлееме в церкви Рождества рядом с Павлой и Евстохией, но позднее останки перенесли в Рим и положили в церкви Санта-Мария Маджоре. В КЦ Иероним почитается одним из четырех величайших Отцов Церкви, в Восточных же церквах во всяком случае мало известен, вместе с Августином Иппонским именуется “блаженным”, что некоторыми даже толкуется в смысле “второстепенности” этих богословов (совершенно вопреки древней восточной же традиции, не знающей какого-либо неравенства среди святых). В КЦ его изображения многочисленны, хотя не всегда точны; знаменита гравюра Дюрера, изображающая Иеронима в келье среди книг, ее часто воспроизводят как символическое изображение древнего ученого (со львом, которому он якобы вытащил занозу из лапы; лев явно попал в биографию Иеронима из жития св. Герасима, но вполне уместен, ибо на фоне этого зверя Иероним кажется более кротким, чем был на самом деле). С XIII в. его стали рисовать в кардинальской шляпе — потому что тогда кардиналы исполняли секретарские обязанности при папах, как в свое время делал Иероним при папе Дамасе. Знаменитыми стали рисунки, на которых Иероним был изображен ученым в библиотеке и одновременно аскетом, или Иеронима, вытаскивающего занозу из лапы льва (это воспринималось и как символ его победы над ересями — лишил заблуждения их остроты). В КЦ считается патроном Далмации, Лиона; аскетов, ученых, учителей, учеников, студентов, теологов, переводчиков, высших школ, теологических факультетов, орденских братств св. Иеронима, библейских обществ. Иероним Стридонтский. Четыре книги толкований на Евангелие от Матфея. М.: [1997]. Память 30 сентября, 15/28 июня.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова