Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

СЛОВАРЬ СВЯТЫХ

Ормизд (Гормизда) Персидский (ок. 420). Феодорит Кирский в “Церковной истории” (кн. 5, гл. 39), рассказывая о гонениях против христиан в Персии в правление Бахрам, особенно подробно говорит о судьбе аристократа Ормизда, происходившего из рода Ахеменидов. На требование шаха отречься от веры в Христа, Ормизд ответил как настоящий аристократ, для которого служение — смысл жизни: “Кто научится легко презирать Бога всех и отрекаться от Него, тому ещё легче будет пренебрегать волею царя”. Бахрам сделал Ормизда погонщиком верблюдов, так что тот ходил в одной набедренной повязке, — и работа, и одежда безмерно унижали честь аристократа. Самому шаху было неловко, ведь представления о чести у персов включали в себя не только верность слуг царю, но и верность царя своим слугам. Однажды, увидев из окна Ормизда, шах позвал его и разрешил надеть хитон. Но тут на всякий случай спросил, не согласится ли тот теперь оставить свое упрямство и отречься от Христа. Такая торговля, конечно, была недостойна царя. Ормизд сорвал с себя хитон и бросил на землю. Шах изгнал его из Персии. Рассказ Феодорита тем примечательнее, что историк сперва живописал страшные пытки, которым подвергали персидских христиан, а затем поведал эпизод, в котором никаких физических пыток нет. Ормизда, однако, почитают как мученика, не потому, что уверены, что он где-то все же погиб, а потому, что описанного достаточно, чтобы сопереживать его мучениям, пусть они носили в основном нравственный характер. Acta Sanctorum, август, т. 2; Analecta Bollandiana, XXVII (1908), 193; Butler, 8.8. Память 8 августа (в древнем мартирологе Раббана Слибы 1 сентября).

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова