Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

СЛОВАРЬ СВЯТЫХ

Его житие.

Порфирий Газский (р. ок. 346, Фессалоники - 420). В 25 лет оставил родную Македонию и стал монахом в Египте, под руководством св. Макария Великого. Там он познакомился со св. Иеронимом и вместе с ним отправился в Иерусалим на поклонение Кресту, а затем стал подвижником в Иорданской пустыни. В 395 году он, продолжая свои путешествия, пришел в Кесарию. Местный епископ, познакомившись со странствующим монахом, очень обрадовался. В воскресный день, когда Порфирий стоял на службе, епископ приказал схватить его и держать — и совершил над ним обряд рукоположения в епископы. Порфирий был в ужасе и смущении, а епископ послал его в Газу. В этом городе было мало христиан (всего три прихода), и они жаловались на притеснения со стороны языческого большинства. Часть язычников, правда, приняла крещение — но именно часть, не более трехсот человек. Большинство населения оставались язычниками и, чем успешнее была проповедь Порфирия, тем активнее большинство травило христиан, не допуская их на выборные должности, бойкотируя их товары. Тогда Порфирий отправился в Константинополь, где св. Иоанн Златоуст представил его ко двору. Императрица Евдоксия считала, что это по молитвам святителя она родила долгожданного наследника; в благодарность в 401 году император подписал указ о разрушении в Газе всех языческих храмов и предоставлении христианам существенных привилегий. Увы, вскоре та же Евдоксия затравила Златоуста; покровительство императоров имело свои неприятные стороны, и травля святых — еще не самое худшее. Разумеется, Порфирий понимал, что невозможно быть в миру и не измараться о зло, хотя бы и невольно. Поэтому он и хотел быть монахом, а не епископом. Но епископом стал, и без Церкви, которая стояла и на таких святых, никогда бы не появилось в мире понимания греховности всякого угнетения и насилия, особенно в сфере духа, хотя лично Порфирий этого еще не чувствовал. Он вернулся в Газу Порфирий с отрядом солдат. Было разрушено восемь языческих храмов, уничтожены статуи богов в общественных местах и в частных домах. В городе поднялось восстание, и Порфирий едва спасся. Автор древнего жития Порфирия подчеркивал, что, хотя язычество истреблялось силой, креститься никого не заставляли, тогда как в Александрии язычников крестили и насильно. Совесть, следовательно, всё-таки ещё досаждали, коли обращали внимание на такое подробности и оправдывались. Память 26 февраля, 26 февраля/11 марта.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова