Гонорат Арелатский, Арльский (429). Отпрыск знатной галло-римской семьи, в юности ставший христианином без всякой корысти (в отличие от многих своих современников). Отец был недоволен крещением Гонората, а тот вскоре вместе со старшим братом Венанцием стал ещё и упражняться в аскезе: постриг волосы коротко, постился, спал на жёсткой подстилке. Однако, при этом Гонорат с братом прославились гостеприимством. Их биограф называет гостеприимство "домашним епископским служением", что звучит странно сегодня, когда епископы менее всего славятся гостеприимством. А ведь Иисус на Тайной вечере умывал ноги ученикам - это именно из ритуалов гостеприимства. Понятно, что Гонорат с Венанцием принимали в качестве гостей странников, чужаков, а не друзей. В сегодняшней Москве, наверное, заботились бы о бомжах. С удивлением биограф Гонората сообщает, что, когда братья решили распродать имущество и отправиться на Восток, то допустили к торгам посторонних - обычно имущество продавали родственникам. Братья нашли себе наставника, отшельника Капрасия, специально, чтобы отвести от себя подозрения в юношеской горячности и эгоизме. Для римлян поездка в Грецию была поездкой в варварскую страну, где "римская образованность" считается варварством. По приезде в Коринф умер Венанций, и Гонорат решил вернуться. Взяв тело брата, он отправился в Италию, перевалил через Альпы и ок. 400 г. поселился на пустынном отрове Лерин, недалеко от Антиба - города между Каннами и Ниццей. Одной из отличительных черт руководства Гонората стала доброта: он заботился об "укреплении" братии (на латыни "refrigerio", тот же корень, что в слове "холодильник". "Он постоянно беспокоился в душе, что этот зябнет, тот болеет; одному труд тяжел, другому еда не подходит, третий уязвлен кем-то другим; плохо, что один нанес обиду, не менее плохо, что второй переживает ее. Нужно настоятельно заботиться, чтобы первый просил прощения у обиженного, а тот считал бы причиненные ему обиды легкими или вовсе ничем, первый же воздыхал бы о том, что нанес столь тяжелую обиду". Это не "на обиженных воду возят", не военное равнодушие к тому, что чувствует другой. Леринский монастырь стал одним из важнейших монастырей Галлии, а Гонорат в 426 году стал архиепископом Арля. Автор жития подчёркивает, что Гонорату пришлось начать с умиротворения "все еще теплящихся страстей относительно избрания епископа". Видимо, его персона далеко не всем была любезна. Биограф сравнивает епископа с пророком Илией, возносящимся на небо в огненной колеснице. Вообще-то этот образ был символов духовного вознесения в молитве, личного преображения. На латыни говорится об Илии как об "agitator Israelis" - "погонщике Израиля". Так слово "агитатор" приобретает неожиданный для современного русского слуха смысл: не тот, кто возбуждает, а тот, кто примиряет. Мистика не только в видении Бога, но и в спокойствии земном. Позднее предание утверждает, что на соседнем с Лерином островке основала монастырь сестра Гонората Маргарита (и он называется в ее честь). Cooper-Marsden A.C. The History of the Islands of the Lerin. 1913. Provenзal. Vida de Sant Honorat. Память 16 января.
Житие. |