Его послание.
Келестин (Целестин) I Римский (р. в
Кампании; в Риме, 27.7.432). 10.10.422 году Келестин был избран Папой; авторитет
его посланий и послов помог св. Кириллу Александрийскому в 431 году в Эфесе защитить
православное учение о Христе - Богочеловеке. Если Восток беспокоили богословские
споры, то Запад - споры обрядовые; Келестину пришлось в своих посланиях указывать,
какую одежду следует носить епископу. Вопреки сегодняшнему обычаю, Папа возбранял
архиерею отличаться одеждой от гражданских чиновников: "Епископ должен выделяться
своей набожностью и добродетельностью". И если в последнем вопросе традиция
сменилась на противоположную, то именно потому, что Церковь не поставила под вопрос
Богочеловечество Господне: она все менее свидетельствует о Христе человеческими
достоинствами, противопоставляя нашим грехам не наши же добродетели (чего требуют
неверующие), а изобилие материальной, церковной символики: облачения, обряды,
таинства. Это стало возможным именно потому, что Христос противопоставил греху
не добродетель, а соединение в Себе невидимой ткани Царства Небесного с материей
человеческой плоти, поступков, быта. В понтификат Целестина на Востоке началась
борьба с несторианством, в которой особый накал страстям придавала ненависть египтян
к византийцам, раздор между церковными лидерами Александрии (Кириллом) и Константинополя
(Несторием). В 431 г. состоялся III Вселенский собор в Эфесе, где св. патриарх
Кирилл Александрийский выступал и от имени Папы. Из каких бы ложных, внебогословских
соображений ни началась борьба Кирилла с Несторием, решение надо было принимать,
и Целестин смог внятно сформулировать церковное учение о богочеловечестве Христа.
Так повторялось из века в век: восточные богословы спорили друг с другом, углубляясь
в глубины, после чего Папы, не отличавшиеся богословским опытом и интересом к
богословию, словно из рукава доставали правильную формулу. Может быть, так происходило
именно потому, что они были так же близки к теме спора, как восточные богословы,
но отстранены от их личных конфликтов (конфликтов и в Риме хватало, но это были
другие конфликты) и могли сохранять трезвый взгляд на вещи. Acta Sanctorum, апрель,
т. 1. Задворный, 1, 211-226. Память 27 июля (в Ирландии до сих пор 6 апреля) 8/21
апреля.
|