Innemee Karel C. Recent Discoveries of Wall-Paintings in Deir
Al-Surian. HUGOYE: JOURNAL OF SYRIAC STUDIES. Vol. 1, No. 2. July 1998. SPECIAL
ISSUE: St. Ephraim the Syrian - I . (kcinnemee@rullet.leidenuniv.nl). Leiden
University. Faculty of Arts, P.O.Box 9515, 2300 RA. Leiden, Netherlands
Скетис, ныне Вади-аль-Нутрун - район соляных озер к западу от дельты Нила,
посередине между Каиром и Александрием. Из многих обителей древности по сей день
существуют четыре "деира" ("монастыря"): Деир Абу Макар, Деир Анба Бишои, Деир
Аль-Суриан, Деир Аль-Барамус. Возникли в 4-6 вв. Деир Аль-Суриан - "монастырь
сирийцев" был построен монахами соседнего Деир Анба Бишои в 6 в., к сирийским
монахам перешел, видимо, в 8-9 вв. Сирийцы сюда приходили как паломники, а иногда
и как беженцы. В 8-9 вв. в монастыре обирают исключительно богатую библиотеку
сирийских (а позднее и арабских) рукописей). Рукописи отсюда обнаруживаются в
библиотеках Лондона, Рима, Петербурга, Парижа. В 16-17 вв. сирийцы постепенно
исчезли, их место вновь заняли копты. Ныне более 100 монахов, все копты. Старейшая
церковь монастыря посвящена Богородице, поставлена ок. 645 г., в 1991 г. пожар
уничтожил росписи западной части храма и был открыт более древний слой фресок.
Реставраторы во главе с проф. Paul van Moorsel укрепили пострадавшие фрески и
открыли неизвестные росписи - Благовещение в стиле, который до смих пор в Египте
известен не был. Фрески изучал в 1996 г. д-р Peter Grossmann из Немецкого
археологического институт в Каире.
Фрески в "хурусе" (примерно соответствует трансепту). Росписи 8 в. (надпись на
сирийском 932-940 гг.). Открыты изображения трех
патриархов 2 на 2 м. - в раю с душами блаженных в виде маленьких обнаженных
фигур. Одеты в коричневые и красноватые туники и паллии, лишь средний - в белом
паллии. Надписей нет - изображение узнаали легко, т.к. в ежедневной вечерней молитве
у коптов есть молитва о мертвых об упокоении их на лоне пратцев. В иконографии
такое изображение с 9-10 вв. Это изображение не позднее 13 в., видимо, ок. 1000
г. Также открыто изображение Богородицы, кормящей грудью Христа, причем справа
от входа в хайкал, где обычно вешают изображение Христа. Древнейшие изображения
кормящей Богородицы - 7 в. (см. G.A. Wellen, Theotokos, Utrecht/Antwerpen 1960,
Beilage III: Bawit, Ch. 42, Room 30; Saqqara, Cells A, 1725, 1807; p. 192.) Богородица
на пышно украшенном троне в голубой тунике, красный потамои, голубовато-зеленой
мафорион с крестами, с нимбом. В правой руке маппа. Техника изощренная, напоминает
о фаюмских портретах, возможно, энкаустика (анализа еще нет). Возможно, вторая
половина 7 в. Сходство с изображением из 30 комнаты монастыря в Bawit. Также
изображение неизвестного святого с мечом,
ранее 913 г., от которого дверь, закрывающая часть фрески. Безбородый в голубой
тунике. Имя оканчивалось на "иос" _ Сергиос, Димитриос, Георгиес, все трое изображались
как молодые воины. Скорее Сергий - места для имени довольно мало. Техника другая,
чем у Богоматери, но тоже м.б. 7 в. На южной стене хуруса были найдены остатки
фресок: 10-11 в. - иллюстрация к рассказу об обращении
евнуха из Кандакии: безбородый человек на двухколесной колеснице, держащий
в руках табличку с коптской надписью (евнух, читающий Библию - Деян. 8, 27). От
фигуры ап. Филиппа осталась лишь рука. Того же времени фреска: ап. Андрей
проповедует пяти людям с песьими головами - кинокефалам, людоедам — иллюстрация
к апокрифическим деяниям Андрея и Матфея, гл. 12. На самой восточной колонне северного
нефа - двое монахов, у одного надпись сохранилась - св. Диоскор патриарх - в монашеской
одежде, без знаком епископского достоинства. Был в фелони с медальонами - из 9
сохранилось 6. Под фелонью красный стихарь. Напроти, видимо, св. Север. Фрески
13 в. В восточной части северной стены огромная надпись, открытая в 1995 г.
J. Leroy, Les peintures des couvents du Ouadi Natroun, Cairo 1982.
P. van Moorsel, 'La grande annonciation de Deir es Sourian', Bulletin de l'Institut
Francais d'Archeologie Orientale 95 (1995), 517-537. |