Евгений, Муритта, Салютарий Карфагенские (505). Первый епископ Карфагена после
полувекового перерыва, вызванного завоеванием Северной Африки вандалами. Новые
повелители были арианами и считали православных (Карфаген относился к Западной
Церкви, почему естественнее говорить о католиках) еретиками, у которых даже крещение
недействительно, которым следует мешать молиться. Лишь в 481 г. король Гунерих
разрешил православным избрать епископа, и им стал один из самых бедных жителей
города, - аристократам было неинтересно рисковать жизнью. Тем не менее, Евгений
вскоре прославился своей щедростью к нищим, он много собирал пожертвований и раздавал
их, не оставляя себе ничего. Когда епископу замечали, что он слишком уж скудно
живет, тот отвечал, что по завету Христа за пасомых надо отдавать жизнь, а уж
житейскими удобствами и подавно можно поступиться. Уже через три года король пожалел
о своей доброте и потребовал от Евгения перестать проповедовать вне храма и не
пускать в церковь вандалов. Епископ отказался, и тогда король организовал патрули,
которые арестовывали вандалов, приходивших в православную церковь (они отличались
от коренных жителей одеждой и длинными волосами).
В 484 г. в Карфагене был устроен собор католических и арианских епископов,
превратившийся в фарс: вместо примирения с католиками их просто сослали на каторгу;
Евгений попал в Триполи. В 488 году преемник Гунериха Гонтамунд разрешил ему вернуться
и открыть церкви, но следующий король, Фразибут, вновь начал гонение и сослал
Евгения в Лангедок, во владения арианина Алариха, короля визиготов. Епископ умер
в монастыре рядом с Альби. Вместе с ним отмечается память диакона Муритты и архидиакона
Салютария, казненных в 484 году в Карфагене. Судил их некто Елпидофор, сам крещеный
именно в православной церкви, (причем Муритта был его восприемником), но ставший
отступником.
Муритта на суде развернул белое одеяние, в которое одевал судью после крещения,
и сказал: “Эта одежда обличит тебя, когда в последний день придет Судия во
славе, и будет свидетельствовать против тебя к твоему осуждению”. Разумеется,
сам-то Елпидофор считал свой переход как обращение в единственную истинную веру,
и мог только улыбнуться тому, как «заблудший» Муритта пытается красивым жестом
доказать то, что не доказал словом. Единомышленникам же Муритты жест понравился
(а возможно, они его попросту сочинили уже задним числом). Acta Sanctorum, июль,
т. 3; Butler, 13.7. Память 13 июля.
|