Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

СЛОВАРЬ СВЯТЫХ

Плакида Субиакский (VI). Сын римского аристократа Тертулла, владельца Монте-Кассино. Отец Плакиды отдал мальчика на воспитание в монашескую общину св. Бенедикта. Григорий Двоеслов записал предание о том, что однажды Плакида стал тонуть в озере, а Бенедикт узнал об этом, не видя происшествия, и послал послушника вытащить утопающего. Более того, Плакида утверждал, что послушник подбежал к нему по воде и таким же образом доставил на берег, причем Плакиде казалось, что его вытаскивает сам Бенедикт. Для биографа это предание было доказательством духовной силы Бенедикта. Впоследствии отец Плакиды подарил монаху Монте-Кассино, где и был основан знаменитейший на Западе монастырь. Плакиду почитали как исповедника: ведь он подвергался смертельной опасности и был спасен силой веры. Но в середине XII столетия к одному преданию присоединили другое, причем в последнем случае механизм работы фантазии совершенно прозрачен. Диакон и архивист монастыря Монте-Кассино Пьетро заявил, что получил от одного константинопольского священника рукопись шестого века, повествующую о том, что Плакида вместе со своими братьями Евтихием и Викторином, своей сестрой Флавией, а также с тридцатью монахами (Донатом, диаконом Фирматом, Фавством и др. — имена были взяты из раннесредневековых перечней мучеников, погибших в Оксерре, которым праздновалось 5 октября) жил в монастыре св. Иоанна Предтечи в Мессине. На обитель напали испанские арабы и вырезали всех за отказ принять ислам (кроме некоего Гордиана, который якобы убежал в Константинополь и там описал историю трагедии). Фантаз`р даже не понимал, что в шестом столетии ислам делал свои первые шаги. Его вымысел оказался даже более популярен, чем древний рассказ о Плакиде, ведь европейцы тогда жили в постоянном страхе перед “исламской угрозой”. В 1588 г. даже отстроили монастырь в Мессине, нашли при этом, конечно, какие-то скелеты и объявили их мощами Плакиды со товарищи. Папа Сикст V утвердил почитание “мучеников”, хотя историки его предупреждали, что речь идет о вымысле. Все это может показаться “средневековой легковерностью”, но следует учитывать, что Григорий Двоеслов от чистого сердца повторял чужой вымысел, а дьякон Петро совершенно сознательно фальсифицировал документ, так что о легковерности и “мифологическом сознании” можно говорить лишь в первом случае. Даже самые красивые легенды о святых — это тени, и надо стараться, чтобы тень не становилась на место человека. Acta Sanctorum, октябрь, т. 3; Butler, 5.10. Память 5 октября.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова