Евстафий Мцхетский
Яков Кротов
См. подлинное житие
Евстафий Мцхетский (589). Перс Бгробандав, происходивший из семьи потомственных
священников-зороастрийцев. Бгробандав (Гиробандак – «раб, принадлежащий Гуру»)
почему-то не пошёл по стопам предков и, хотя оставался добропорядочным зороастрийцем,
поселился в грузинском городе Мцхета (Грузия тогда находилась под властью Персии,
и шло довольно активное заселение ее персами) и стал здесь сапожничать. Видимо,
и отказ становиться священником, и переселение были вызваны какой-то невидимой,
но серьёзной внутренней духовной работой. Во всяком случае, Бгробандав время от
времени заходил в христианскую церковь и здесь молился. На него, конечно, обратили
внимание и стали ему рассказывать о христианской вере. Бгробандав принял крещение
и взял себе имя Евстафий, женился на христианке. Разумеется, это вызвало возмущение
среди его соотечественников. Его и ещё шестерых персов, ставших христианами, арестовали
и отправили в Тбилиси на суд наместника персидского шаха. Арестованным угрожали
смертью, и двое из них, испугавшись, отреклись от Христа. Однако остальных через
полгода сидения в тюрьме выпустили, уступив настояниям грузинского духовенства
и знати. Но через три года наместника заменили, и Евстафия, по доносу всё тех
же ревнителей отеческой веры, опять арестовали и на этот раз действительно казнили,
отрубив голову. Перед смертью Евстафий особенно молился Богу о том, чтобы его
тело предали христианскому погребению. Чтобы понять всю особенность этой молитвы,
надо вспомнить, что зороастрийцы и по сей день считают тела умерших чем-то крайне
нечистым, стараются не прикасаться к ним, относят в особые башни, где их расклёвывают
птицы. Евстафий же рассказывал, что услышал Божий ответ на свою молитву: “Ничем
не будешь умалён от прежних мучеников, ни благодатью, ни исцелениями, о своём
теле не заботься, но будет так, как ты просишь”. Действительно, его останки были
торжественно похоронены под престолом мцхетского собора Светицховели. Обычай почитать
останки усопших, не стыдясь прикасаться к ним, даже стремясь прикоснуться, поцеловать,
обретает свой смысл именно, когда мы вспоминаем о том, что вера иногда возвеливает
дух в ущерб материи, телу, возвеличивает Бога за счёт унижения всей материальной
части человека, не верит в то, что в будущей жизни человек воскреснет в теле (пускай
и изменившемся), а значит, что и в этой жизни человека надо любить и почитать
не только как существо духовное, но просто как человека с руками, ногами, сердцем,
желчным пузырём, глазами и гландами. Память 29 июля/11 августа.
|