Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Яков Кротов

СЛОВАРЬ СВЯТЫХ

Иоанн Постник (582-595). Набожный византиец, рукоположенный в диаконы патриархом Константинопольским Иоанном III Схоластиком; Иоанн отвечал за раздачу милостыни. В апереле 582 г., после кончины патриарха Евтихия, он был возведен на кафедру. Прозвание этого Патриарха Константинопольского может показаться странным. Современный русский человек, даже не христианин, предполагает, что всякий епископ обязан поститься не меньше, а больше других. Но, во-первых, в христианстве вообще нет ничего "обязательного", Господь развязал нас от закона. Во-вторых, древние под "постом" понимали не только воздержание от пищи, поэтому соединять администрирование с постом было в высшей степени трудно. Епископ-постник был странен, как сегодня бизнесмен-солдат. Иоанн соединил и образ жизни пустынника с жизнью князя Церкви, и монашеский обычай тайной исповеди с жизнью не монашеской: составил "Покаянный номоканон", пособие духовникам, принимающим у мирян тайную исповедь. До этого исповедь полагалась публичная, ведь и под грехами в миру понимали обычно видные всем дела. Монашество открыло первоисточник греха: внутреннюю, тайную жизнь человека, и для прощения грехов невидимых, мысленных, создало тайную исповедь. С Иоанна такая исповедь стала заменять публичную. Так любовь Христова продолжает снисхождение в мир, вытесняя непримиримость людей к ближним, непримиренность с собой. Иоанн считал, что добровольная исповедь уже есть следствие покаяния, поэтому он был мягче своих предшественников в определении епитимий за грех: поклонов бить меньше, поститься короче. Сегодня, разумеется, Церковь ещё более смягчила свои предписания, вплоть до того, что вовсе освобождает покаявшихся от епитимий, и это естественное завершение того, что начал Иоанн: смирения перед тайной чужой души и её отношений с Богом.

Иоанн Постник. Наставление инокиням. Пер. Н.Заозерского. - Душеполезное чтение. 1901. Март. С. 434-445. Иоанн Постник. Послание к деве, преданной Богу, о покаянии, воздержании и девстве. Пер. Д.С.Вершинского. - Христианское чтение. 1926. XXIV. С. 246 ff. Заозерский Н.А., Хаханов А.С. Номоканон Иоанна Постника в его редакциях: грузинской, греческой и славянской. М.: 1902. Сергий, 1901, 2 (1), также 18.2, 21.2, 31.8. Синаксарь, 1987, 2.9 (5).

Память 2/14 сентября и соборная 30 августа/12 сентября.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова