Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

БОГОЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ

VI ВЕК: СВОБОДА ВЕРОВАТЬ ИЛИ СВОБОДА ИСПОЛНЯТЬ?

3 июля 529 года  в Оранже епископы, несколько аристократов и префект претория Галлии подписали постановления церковного собора, включая "Определение веры".

"Определение", написанное, скорее всего, Кесарием Арльским, историки богословской мысли рассматривают как защиту человеческой свободы от учения о предопределении ко злу. Никого Бог не предопределил погибнуть, каждый, кто крещён, может спастись, исполняя заповеди.

Важен, однако, контекст. Споры о предопределении ко злу начались за сто лет до Оранжа, вспыхнули с невероятным размахом через тысячу лет в среде протестантов.

В начале V века об этом спорили Августин и Пелагий в условиях, когда Церковь уже была свободна от гонений государства, но ещё никого не понуждала к вере.

В XVI веке об этом спорили люди, которые не могли себе представить, чтобы человек имел право на безбожие. Христианство или смерть. Кто не верует, не должен жить, и дело христианина позаботиться о том, чтобы помочь человеку отправиться в избранный им ад.

Начало VI века - в духовном отношении есть начало Средневековья. Не феодализма, а именно Тёмных веков во всей их красе. В текстах Кесария Арльского и, более того, в его политике как епископа есть уже все основные элементы средневекового христианства.

Лечиться не надо - лучшее лекарство это молитва.

Риторике учиться не надо - кто набожнее, тот и красноречивее. Кто не набожен, тот пустомеля.

В начале IV века Эльвирский собор в Испании объясняет, что человек, убитый язычниками за нападение на языческие статуи, не является мучеником. Сто лет спустя Августин объясняет, что языческие святыни надо уничтожать, но не частным порядком, а через государственные институции. В начале VI века Кесарий объясняет, что мучеником является всякий проповедник, который не стесняется в лицо говорить грешникам, что они грешники. Даже, если его не убьют. В 53 проповеди он провозглашает:

"Упрекай всех, достойных упрёка ... Если они не исправляются, ударь их, если есть такая возможность. Если это их не исправит, оттаскай их за волосы. Если они упорствуют, наложи на них железные оковы, чтобы цепь обуздала то, что не смогла обуздать благодать Божия" (цит. по Gaddis, Holy Men and Holy Violence, 175).

Кесарий выделялся даже на фоне своего времени, он был передовиком Средневековья. Его устав для монахинь даже благожелательно настроенные католические историки характеризовали как "мелочный". Видимо, из-за фанатизма его выжили из Леринского монастыря. Он сумел стать преемником своего дяди - епископом Арля, но безо всякой материальной корысти. Он продолжал морить себя голодом (но дожил до семидесяти с лишним лет), он не нажил богатства (оставил лишь пару рабов и малость наличных). Да, он не считал, что Бог кого-то предопределил к гибели (и не считал, кстати, что Бог кого-то предопределил к спасению). Его проповеди о другом: соблюдай заповеди, как их понимает Церковь - и под "Церковью" он абсолютно наивно имел в виду именно себя, как современные патриоты под "народом" и его "духом" понимают исключительно себя и свои представления о жизни, которые и хотят навязать всем окружающим.

Само слово "вера" Кесарий производил от глагола "исполнять приказы" (fides - fit, fiat). На самом деле, конечно, от fidere - доверять.

Среди фирменных средневековых заморочек у Кесария можно встретить жажду унификации и централизации - всем всё праздновать одинаково и только так, как принято в Риме. Ненависть к сексу - хочешь прийти в храм, несколько дней принимай спиодин. Против семьи Кесарий не возражает, аборты проклинает, но семья ему нужна не всякая, а послушная церковному руководству. Да, он разрешил священникам и дьяконам проповедовать - ранее проповедовать имели право только епископы. Но проповеди для священников и дьяконов он составлял сам, реферируя - и оскопляя - проповеди блаженного Августина. Хороший христианин - хороший транслятор и исполнитель того, что спускается сверху, не более. Это свобода от зла, ереси, язычества для исполнения жёстких обрядовых и нравственных предписаний. Свобода гулять куда угодно - в испанских сапожках. Свобода есть что угодно - из того, что церковная власть выбрала, приготовила и положила тебе в тарелку.

Кесарий - уже Средневековье, и это не "вперёд от античности", а "назад к пред-античности". Упование на насилие ведёт его вспять от Нового Завета, из которого он выуживает смерть Анании и Сапфиры, пристыженных апостолом Петром - и пришивает к этой смерти ветхозаветные рассказы о насилии во имя Божие.

Будем подобны Моисею, который убил три тысячи человек - "не для того, чтобы утолить свой гнев, но чтобы отомстить за оскорбление, нанесённое Богу".

Будем подобны Финеесу, убившему еврея за связь с нееврейкой - "ибо Финеес сотворил так, движимый не животной ненавистью, но ревностью и любовью к Богу".

Будем исполнены Духом Святым. Вот Илия убивает пророков языческих - "так как духовное лекарство никак на них не подействовало, Святой Дух устами Илии приказал убить. ... С какой любовью совершали это Святой Дух или с каким духом Илия ... чтобы ложная религия, уничтоженная вместе со своими учителями, уступила бы место в человеческих сердцах истинной вере".

Ну да, крест и меч одно... Христианин - тот, кто убивает с любовью к врагу... Причём, как ни жестоки были нравы во времена Кесария, он был жёстче. Христианские правители ещё не убивали язычников, как это делал Карл Великий, тут Кесарий предлагал светской власти то, чего она и не просила и чего, в общем, чуралась по разным соображениям. К сожалению, преходящим.

 
 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова