VI ВЕК: ИМПЕРАТОР САТАНИАН
См. Прокопий Кесарийский.
В начале XVII века две фантастические древности всплыли в Европе.
Первую - изумительное изображение византийского императора VI век - подарили во Франции папскому легату Франческо Барберини в 1625 году. Резьба по слоновой кости, размером чуть больше машинописного листа. Вверху Христос (античный - безбородый Аполлон) с ангелами, а в центре словно выпрыгивает на зрителя Георгий Победоносец. На самом деле, это не Георгий, никакого дракона нет, есть полногрудая (точнее, очень полногрудая) дама, воплощение земли, покорно приносящей императору всяческие плоды и фрукты. Другая дама - крылатая Победа - витает у головы христианнейшего императора, как витала у десятков предшествующих, в том числе языческих голов. Кругом императора варвары (может, иранцы, может, славяне) - в брюках, тогда как император в приличной, подобающей мужчине юбке - побеждённые, они тоже приносят дары.
Имя императора неизвестно. Обычно полагают, что это Юстиниан, потому что манера резьбы схожа с резьбой на троне равеннского епископа эпохи Юстиниана. Именно Юстиниан в 541 году упразднил должность консулов и все связанные с нею традиции - в том числе, традицию изображать крылатых богинь победы с языческим символом. При Юстиниане начинают изображать именно такие медальоны с безбородым Иисусом - очередной шаг в "христианизации" имперских форм.
Одновременно с обнаружением плакетки в той же Франции Никколо Алламани опубликовал "Тайную историю" Прокопия Кесарийского - крупнейшего историка Юстиниановой эпохи. Опубликовал впервые - он её и нашёл в Ватиканской библиотеке. Это была сенсация. Все знали сочинения Прокопия, восхваляющие царствование Юстиниана - и вдруг оказалось, что Прокопий не то что "никогда не любил императора", а всегда люто его ненавидел и считал чёртом, антихристом, сатаной.
Всё равно как если бы на обороте плакетки Барберини обнаружили карикатуру на императора и вверху - голову с рогами.
В популярных книжках охотно пересказывают поносную брань Прокопия в адрес жены императора Феодоры, которая якобы была распутницей, а вот про бесовщину предпочитают умалчивать - несерьёзно, современный читатель в эти сказки не верит, а вот в VI веке они со страшной силой входили в моду.
"Имея лишь облик человеческий, а по сути своей будучи человекоподобными демонами, они таким образом потрясли всю вселенную", - писал Прокопий о Юстиниане и Феодоре. Якобы мать императора рассказывала, что
"перед тем как она забеременела им, её навестил демон, невидимый, однако оставивший у нее впечатление, что он был с ней и имел сношение с ней, как мужчина с женщиной, а затем исчез, как во сне".
Придворный, который почему-то предпочёл остаться неизвестным, утверждал, что видел, как император
"внезапно поднялся с царского трона и начал блуждать взад и вперед (долго сидеть на одном месте он вообще не привык), и вдруг голова у Юстиниана внезапно исчезла, а остальное тело, казалось, продолжало совершать эти долгие передвижения".
Через полтора тысячелетия у Салтыкова-Щедрина будет властитель, который свою голову спокойно будет отделять от туловища, но всё же случай потяжелее:
"Другой рассказывал, что, в то время как он находился возле него [василевса], восседающего на своем обычном месте, он видел, как неожиданно лицо того стало подобным бесформенному куску мяса, ибо ни бровей, ни глаз не оказалось на их привычных местах, и вообще оно утратило какие-либо отличительные признаки. Однако через некоторое время он увидел, что лицо его приняло прежний вид".
Так же "некий весьма угодный Богу монах" тоже почему-то пожелавший остаться неизвестным, утверждал, "что увидел во дворце восседающим на троне владыку демонов".
Наконец, решающее доказательство, основанное на личных наблюдениях Прокопия: Юстиниан мало ел:
"Как мог этот человек не показаться злым демоном, он, который никогда не ел, не пил, не спал досыта, но едва отведывал того, что ему подавалось, а ночной порой блуждал по дворцу, между тем как любовным наслаждениям предавался безумно. ... Юстиниан был не человек, но, как я сказал, некий демон в образе человека".
А перед Пасхой Юстиниан ничего не ел целых два дня - ну, точно, антихрист, прикрывающий свою суть непосильным для нормального человека благочестием.
На всякий случай отметим, что Прокопий писал свою "Тайную историю" году в 550-м, когда уже стало ясно, что за четверть века Юстиниан ничего особого не добился. Восстановить СССР не смог - то есть, не смог завоевать Италию и север Африки. Не одержал побед над персами, только памятники этим победам понастроил. Экономика... Прокопий валит на Юстиниана все землетрясения, которые были в его правление, а тут ведь ещё в 536 году знаменитая планетарная катастрофа, недород, вымирание десятков миллионов людей - ну точно, антихрист...
СССР вспоминается не случайно. Брюзжание Прокопия чрезвычайно напоминает претензии многих русских к Владимиру Путину - например, обвинения в "чрезмерном" поощрении церковников:
"В христианской вере он, казалось, был тверд, но и это обернулось погибелью для подданных. В самом деле, он позволял священнослужителям безнаказанно притеснять соседей, и, когда они захватывали прилегающие к их владениям земли, он разделял их радость, полагая, что подобным образом он проявляет свое благочестие. И творя суд по таким делам, он считал, что совершает благое дело, если кто-либо, прикрываясь святынями, удалялся, присвоив то, что ему не принадлежало. Он полагал, что справедливость заключается в том, чтобы священнослужители одерживали верх над своими противниками".
Надо понимать, что Прокопий - не язычник. Но Церковь должна знать своё место. Прокопий и не гей, но недоволен тем, что Юстиниан репрессировал геев не вполне правовыми способами. По-настоящему он раздражён тем, что Юстиниан ущемил права армии - в конце концов, Прокопий был секретарём военачальника. Плату солдатам урезал. Развалил антиперсидскую разведку. Ликвидировал военных верблюдов - основную тягловую силу обоза.
"Церковность" Прокопия - это прежде ненависть к иноверцам. Он проклинает Юстиниана за то, что тот оставил наместником Палестины Фаустина - самаритянина, который крестился, но был уличён в соблюдении обычаев предков. Значит, император не защищал "признанные законом требования христиан".
Сколько таких "Тайных историй" было написано и сгинуло! А ещё больше побоялись написать, но - думали. Озлобленность на власть - родовая черта не каких-то маргиналов, анархистов, диссидентов, а именно самих людей власти. Кормятся от власти - и кусают руку, которая их кормит. Мысленно, конечно - как чётко обозначил Прокопий, "если бы я был изобличён, не избежать мне было бы самой жалкой смерти. Ибо даже на самых близких родственников я не мог положиться".
У большинства кесарей придворные оставили только парадные истории, но - была, была изнаночка. Не только старообрядцы считали Петра антихристом, просто они говорили то, что "птенцы гнезда Петрова" думали про себя. Отношения "дружбы-вражды" с Хозяином, с очередным Александром Македонским - неизбежны, потому что чем ближе к трону, тем изумлённее подымает бровь приближённый: да почему этот - на троне, когда по достоинству должен быть я! Не иначе, как продал душу дьяволу...
А простая правда в том, что вообще не должно быть трона.