Дагоберт Австразийский (ок. 652 - 23.12.679). Имя происходит от соединения
древненем. слова “таго” (“день”) с древненем. “бегахт” (“блестящий”). Сын св.
короля Зигеберта, рано осиротевший. Ничего неизвестно о матери Дагоберта; известно,
что его опекуном был Гримоальд, тоже сын незаурядного человка, св. Пепина Ланденского,
который прославился тем, что трём королям служил честно и умно. Двое сыновей двух
святых; однако один, Гримоальд, оказался подлецом. Он изгнал Дагоберта из Австразии
и посадил на престол собственного сына, Хильдеберта. Четырехлетнего короля укрыл
у себя епископ Пуатье Дидо, затем он поселился при дворе короля Ирландии. Дагоберт
женился на дочери одного из многочисленных англо-саксонских королей того времени
(две его дочери, Ирмина и Адела, почитаются как святые).
В 675 году захвативший его престол человек был убит, и Дагоберт сумел вернуть
себе королевство, во многом благодаря помощи своего друга св. Уилфрида Йоркского.
В благодарность Дагоберт предложил Уилфриду стать епископом Страсбурга, но тот
отказался, и Дагобер сделал епископом ирландца, св. Флоренция. Король и епископ
вместе основали в Австразии несколько монастырей, ставших центром христианского
просвещения. Умер Дагобер во время охоты в лесу под Лорреном; его кончину приписывали
измене его придворного Эброина и считали мученической. Останки его одно время
покоились в Реймсском соборе, затем были перенесены в церковь в Стенэ близ Вердена.
Почитание его святым началось не столько в память о его благочестии, проверенном
страданиями, и благотворительности, сколько в память о жертве “предательства герцогов
при одобрении епископов” - в культуре страстотерпцев (а Дагобер именно страстотерпец,
этот “чин” святых вовсе не специфичен для России) важно не только ощущение в погибшем
подобия Христу, но и восприятие его убийц как иуд. Ист.: Butler, 23.12. Cruz,
166-167. Изображают Дагоберта с гвоздями в руке (символом мученичества), короной
и скипетром. Память 23 декабря.
|