Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

БОГОЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ

VII ВЕК: ВТОРОЕ КРЕЩЕНИЕ АНГЛИИ

В VII столетии совершилось удивительное: несколько монахов, посланных из Рима папой Григорием. сумели обратить в христианство многих жителей Англии, начиная с короля Этельберта, который был крещён, видимо, на пасху 601 года.

Удивительного тут многое. Во-первых, удивительно что миссионеры пришли из Италии. На Британских островах было коренное население - кельты, которых оттеснили к пришедшие с материка англы, саксы и юты, но которые всё же были. Казалось бы, кельты должны были бы миссионерствовать среди своих соседей. Но кельтские миссионеры отправились проповедовать христианство на континент, где вообще-то христианство уже было проповедано и укоренилось, где были свои митрополиты и епископы. Представим себе, что в наши дни английские повара отправятся во Францию учить аборигенов кулинарии - что будет? Вот почему к ирландским миссионерам в Галлии церковное руководство отнеслось весьма, мягко говоря, сдержанно.

Во-вторых, удивительно, что папа не поручил проповедь франкам. Папа объяснял это тем, что англы-де захотели креститься, но никто из франкских епископов не ответил на их призыв. Поскольку ничто не подтверждает первое утверждение папы, постолько ничего нельзя сказать и о втором.

В-третьих, удивительно невежество Рима относительно мира. Папа Григорий заранее указал Августину, на какие епархии следует разделить Англию - в точном соответствии с тем, как римляне делили Англию во времена Христа. Папа не только не представлял себе, что происходит в реальной Англии, он даже не знал, что император Диоклетиан - римский, между прочим, император - переделил остров на пять провинций. Папа предполагал, что Августин создаст две церковных митрополии с центрами в Лондоне и Йорке, в каждом по двенадцать диоцезов. В реальности Лондон в это время относился к королевству Эссекс, правитель которого был вассалом короля Кентерберийского. Так что практичный Августин поселился именно в Кентербери, а вторая кафедра была размещена в Рочестере.

Впрочем, что уж Рим - Средневековье отличается неспособностью описать то, что видит и в чём живёт. Конечно, в определённом смысле эта неспособность характерна для всякого живого существа, а человек хотя бы отчасти способен преодолеть это ограничение. Однако, вот в 1939 году в Саттон-Ху на востоке Англии был раскопан курган с изумительно сохранившимся захоронением, безусловно королевским. В энциклопедиях обычно утверждают, что это могила короля восточных англов Редвальда, умершего в 624 году, но археологи в этом не уверены, захоронение может быть намного более поздним. Беда много сообщает о Редвальде пикантного - например, что тот в своей домовой церкви имел один алтарь побольше, на котором служилась месса, а другой поменьше, на этом приносились жертвы языческим богам. А вот чего Беда не сообщает, хотя он в этом жил - возможно, поэтому и не замечал - и что сообщает погребение - что монеты в королевской казне были франкские, меровингские золотые, что по культуре завоеватели (а они всё ещё были завоеватели) были, видимо, скандинавами. Для Беды это не имело значения, а ведь "это" - реальность, зримая благодаря археологическим открытиям.

Удивительна толерантность, с который король англов отнёсся к итальянским миссионерам. Эдильберт не только не съел их, не выслал из страны, но подарил им дом в Кентербери, и на проповедь вежливо отвечал, что всё это очень мило, но религия у англов древняя, спешить при перемении веры было бы странно. Вполне понятная для людей той эпохи аргументация - древность надо уважать. Король снабдил миссионеров провизией и постановил: "Мы также не запрещаем вам обращать в вашу веру всех, кого сможете". Это постановление сто лет спустя цитировал Беда. Через десяток страниц Беда отважно заявлял, что толерантности короля научили миссионеры: "Он узнал от своих учителей и наставников на пути спасения, что служение Христу добровольно и не терпит принуждения". Эти слова да Карлу Великому с Владимиром Красное Солнышко в уши.

Преувеличивать толерантность язычников не стоит. Когда в 627 году христианство принял король Эдвин, именно верховный языческий жрец, как радостно сообщил Беда, "по вдохновению истинного Бога осквернил и низверг алтари, которым прежде поклонялся". А ведь у алтарей были и другие, скажем так, пользователи. А если патриарх Московский перейдёт в ислам вместе с президентском русским, они разве будут вправе снести храм Христа Спасителя? Впрочем, кажется, ответ положительный...

 
 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова