Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

БОГОЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ

VII ВЕК: ПОЧЕМУ ПОБЕДИЛИ АРАБЫ

Дух победил деньги? - От разделенности христиан?

 

ДУХ ПОБЕДИЛ ДЕНЬГИ?

Великие империи древности — странные создания. Друг друга они никогда не побеждали, зато их периодически побеждали всякие дикие, необученные, нецивилизованные народы. Маленький пример — завоевание Святой Земли евреями. Пришли из пустыни, набросились и завоевали куда более цивилизованные народы.

Крупные примеры начинаются с Александра Македонского. Вы видели эту Македонию? Вы посмотрите, посмотрите! Но ведь македонцы завоевали и утончённую Грецию, и массивный Иран, тогда выступавший под ником «Персия». Конечно, македонцы изобрели фалангу, македонцы стреляли по-македонски, но всё же это нетрудно было и перенять — а вот не помогло.

Римскую империю завоевали ужасно дикие германские племена до вандалов включительно. Обидно, да? Лучшая армия в мире — а её завоёвывают даже не немцы (это было бы не очень обидно, нация культурная, аккуратная), а германцы, которые никогда не мыли рук перед едой и бросали мусор, где попало.

Арабы завоевали и ту же Персию, и Египет, и далее везде. Если бы Египет завоевали евреи, это было бы печально (для египтян), но солидно. Однако, арабы! Трусливые, глупые, не умеющие воевать (так о них отзываются евреи, а с евреями, включая автора этих строк, не надо спорить). Завоевали тех, от кого позорно сбежали евреи, празднующие позор как главный праздник — Пасху.

Арабы, правда, не завоевали Константинополь. Его завоевали турки. Вы видели этих турков или турок, неважно? Быть завоёванными турками смешно, это как если бы Москву завоевали штукатуры и грузчики.

Монголы завоевали китайцев и русских, не говоря уже о всё той же несчастной Персии, которая один раз всех завоевала, а потом завоёвывались всеми.

Великолепные подготовленные армии, хорошо оплачиваемые (да-да, поражения терпели не только плохо подготовленные и плохо оплачиваемые) вновь и вновь терпели от «орд», «полчищ», «дикарей».

Не является исключением даже завоевание Америки. Регулярные армии Испании, Англии, Франции не завоёвывали индейцев — это сделали в высшей степени неорганизованные, анархические и буйные банды испанцев, англичан и французов. Да, кучка «пассионариев» разрушила империю ацтеков — так это закономерность, как мы видим, было бы странно, если бы они этого не сделали. Между прочим, то, что называют «реконкистой» тоже было завоеванием великого, стройного, развитого арабского государства дикими обитателями Пиренейских гор. Спустились с вершин и завоевали. Впрочем, великое и стройное — тоже результат завоевания могучего и великого испанского государства арабскими и берберскими племенами. Победили, переродились, цивилизовались и — были побеждены теми, кто ещё не цивилизовался.

На самом деле, удивляться тут нечему. Никто не удивляется тому, что государственные деятели не умеют готовить и предпочитают питаться в ресторанах. Все понимают, что поточно произведённые, стандартные булки с котлетами хуже настоящей котлеты, приготовленной поваром. Потому что министр еды (если бы таковые были) думает о министерстве, а повар думает о еде.

Хорошо организованная армия думает о пенсии и отдыхе, а неорганизованный варвар думает - нет, вовсе не о победе, а всё о той же еде. Он с голоду лезет, от безысходности. Этот голод не всегда физический, иногда духовный. Сперва, возможно, монголы пошли войной на весь мир, потому что в Монголии случилась засуха, но уж когда они пошли собирать империю за империей, это было не с голодухи.

Сила идеи лучше всего видна на примере арабских завоеваний и крестовых походов. Европа XI века стремительно (если считать в процентах) развивалась, она вовсе не была в кризисе, который бы побуждал кого-то искать счастья на стороне. То же относится и к арабам VII века. И тех, и других воодушевляла идея, более того — религиозная идея. Идея еды тоже может сокрушать империи, но созидать империи — нужна идея положительная. У Александра Македонского, к примеру, таковой не было. Тщеславие — не идея.

Вновь и вновь летописцы — римские ли, византийские — отмечают, что причиной победы варваров было истощение государственной казны. Только вот у варваров вообще никаких денег не было. Они воевали совершенно бескорыстно — во всяком случае, на первых, самых продуктивных этапах. Потом благодаря победам появлялись и деньги, и военные министерства, и выдающиеся полководцы — начиналась и ширилась и импотенция, нежелание умирать за те деньги, которые только и может предоставить государство.

Государство пытается присвоить себе идеи тоже, утвердить свою монополию на энтузиазм, как монополизирует оно всё, что может — если сопротивление не оказывается слишком велико. Люди достаточно спокойно отдают государству монополию на насилие и принуждение, однако идеи, любовь, еду всё-таки предпочитают оставлять себе. Государственное насилие оказывается достаточно непродуктивным по соотношению затрат и качества, но уж такова суть государства. Начиная с царя Мидаса, государство превращаёт всё, до чего дотянется, в нечто красивое и несъедобное.

Есть, конечно, средний путь — в рамках государства создать имитацию внегосударственной, безгосударственной жизни. Таковы казаки, да и конкистадоры тоже. Государство удлиняет поводок, создаёт условия, при которых человек живёт словно вне государства, и благодаря этому выдаёт результаты, схожие с теми рекордными показателями, которые получаются у «безгосударственных дикарей». Тем не менее, это не спасает. Приходится брать не качеством, а количеством. В современном мире чуть ли не последним местом, где обитают угрожающие цивилизации «дикари», является Афганистан. Дикие люди! И вот на них обрушена мощь всех супер-держав, а в результате пшик. В точном соответствии с американским кредо, частная инициатива оказывается продуктивнее централизованного производства, каковым является современная «цивилизованная армия».

Если бы в истории действовал лишь цикл «убийство от души/оплачиваемое убийство», история бы давно скончалась. К счастью, «варварство» - это не только желание выжить, жрать, порабощать. Наскальные росписи создавали ровно те же варвары, которые жили среди скал. Просто одни расписывали, а другие после сытного ужина развлекались, бросая в росписи стрелы и дротики. Современные учёные полагают, что это был магический обряд, призывание духа удачи. Что скажут археологи будущего, когда раскопают какой-нибудь участочек современной загаженной русской земли? Глупый археолог скажет, это это - «зона», переплетения проволоки, кусков цемента, фекалий — следы религиозного обряда. Умный отложит решение вопроса.

Ислам — не только жажда крови. К евреям, завоевавшим Святую Землю, это тоже относится, да и преувеличивали они сильно свои военные заслуги, - убьют одного, а заявляли, что убили троих. Так поступают все военные. Ислам, иудаизм — это прежде всего творчество духа, поиск и обнаружение предельного и запредельного. К христианству это тоже относится, хотя богословы любят подчёркивать, что всё уже найдено, нового ничего не будет. Будет! Не новые убийства будут (впрочем, убийство и не может быть «новым», убийство вообще «никакое»), а будут новые молитвы, мысли, беседы, тексты, разговоры, - всё то, что составляет жизнь и ради чего имело бы смысл воевать, но только вот нельзя войной сохранить жизнь, тем более, приумножить её, и это тоже новое и, к сожалению, ещё не всеми совершённое духовное открытие.

 

ОТ РАЗДЕЛЁННОСТИ ХРИСТИАН?

"Царство разделившееся в себе, опустеет", - сказано Христом, но это не догма, а, видимо, просто пословица. Как и ко всякой "народной мудрости", к ней нужно противоположное утверждение - например, рассказ о Вавилонской башне. Распри в государстве опасны так же, как консолидация. В государстве всё опасно. Тем не менее, люди склонны больше бояться распрей. Поэтому в церковные историки - и не только церковные - часто объясняли успех арабского завоевания разделением внутри христианства. Если бы не противоречия между монофизитами и дуофизитами (православными), так дали бы отпор!

История арабского завоевания, однако, этого не подтверждает. Монофизиты вовсе не были рады арабам, прекрасно понимая, что для арабов никакой разницы между христианами разных толков нет. Русские же завоеватели мусульманских стран не разбирались, суннитов или шиитов завоёвывают.

Только в XII веке - спустя полтысячелетия! монофизитский патриарх Михаил выдвинул идею, что арабов Бог послал избавить монофизитов от дуофизитов ("ромеев" - византийских православных): "Немалой выгодой для нас было освободиться от жестокости ромеев, их злобы, их гнева, их жестокого рвения по отношению к нам, и мы нашли покой" (цит. по: Кривов, 1994). Он же сочинил легенду о том, что монофизитский патриарх Александрийский Вениамин отдал Египет арабам.

Враг моего врага далеко не всегда мой друг. "Перед лицом общей опасности" и т.п. Объединяются как миленькие - только это не всегда помогает. Иногда само объединение - причина крушения. Всё зависит от цены, заплаченной за единство. Арабы победили по многим причинам, среди которых, пожалуй, нет одной - пассионарности, этой антинаучной выдумки. Ближайшей причиной поражения в войне с арабами была, разумеется, война - война Византии с Ираном. Но было бы странно ожидать, что византийцы поймут то, что не понимают американцы, европейцы и прочие народы спустя полторы тысячи лет - что любая война так же помогает продлить существование государственного тела, как раковая опухоль - тела биологического.

См. ислам.

 
 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова