Богочеловеческая комедия
7 век: Европа крушит кумиры
Cм. Евангелие псевдо-Матфея. Кумиры.
«Книга о рождении Благодатной Марии и детстве Спасителя» (чаще её называют евангелием псевдо-Матфея) – первый «апокриф», написанный на латинском языке. Написан текст, по мнению Яна Гийселя (1997), в VI-VIII веках, а скорее всего в первой четверти VII века. Неизвестный автор соединил вместе (довольно искусно) более ранние греческие тексты, а от себя добавил рассказ о крушении кумиров. Иисус – новорожденный монстр, разговаривающий совершенно как взрослый и творящий чудеса как антихрист – устраивает так, что путь до Египта вместо месяца занимает один день. Иосиф и Мария в восторге.
«Они вошли в город, который назывался Сотин. И, не зная там никого, у кого могли бы просить гостеприимства, они вошли в храм, который жители этого города называли капитолием и где каждый день приносились жертвы в честь идолов. И случилось, что, когда блаженная Мария со Своим Младенцем вошла в храм, все идолы упали на землю ничком и остались разрушенными и разбитыми».
Правитель города Афродиций (спасибо, не Афродизиак) узнав о катастрофе, приходит в храм в сопровождении солдат, кланяется Иисусу и заявляет:
«Если бы Младенец сей не был Богом, наши боги не пали бы при виде Его, и не простерлись бы перед Ним. Они признали Его таким образом за их Владыку».
«Крушение кумиров» стало очень популярным сюжетом в живописи – думается, Брюллов помнил это, когда замыслил «Последний день Помпеи».
В 1923 году Семён Франк выступил в Германии – куда его выслали большевики – с речью, которую так и назвал, а потом расширил до книги «Крушение кумиров». Книга вполне в духе «Заката Европы». Мол, мы так верили цивилизации и её кумирам – свободе, прогрессу, культуре – а они возьми и повались.
Франк, правда. расходится со средневековым анонимом в главном: его кумиры падают не перед Христом, а перед антихристом, перед большевиками. Но всё-таки большевикам достаётся меньше, чем европейцам. Ну какие могут быть претензии к людоедам? Не большевички же начали Первую мировую, а как раз носители таких симпатичных идей. Обманули! Лицемеры! Уйду в монастырь!
Да-да, если европейские идеалы не помешали Ленину, долой Европу и даёшь веру в Бога!
Так на место рухнувших кумиров ставится новый кумир.
Что ж, вот это – вполне по-европейски. Потому что Франк обращается с Богом так же утилитарно, как сочинитель VII столетия (кстати, тоже, вполне возможно, франк). Прежние кумиры не сотворили чуда, а Бог – сотворит!
Понятно, что Бог, превращённый в кумир, чудес творить не может, как не может летать высушенная и распятая бабочка. Более того, Христос в качестве кумира оказался для ленинианцев много удобнее Ленина, почему христианство и было сделано кумиром ленинизма с 1991 года даже до сего дня. Ленин всё-таки что-то там проповедовал о партмаксимуме, комитет партконтроля был, а в Церкви споют «нищие духом», но уж контроля – никакого. Как играть в покер, не открывая карт, доверяя честному слову партнёра.
Что ж, некуда податься? Да нет, отчего ж. Просто не надо делать кумиров ни из Бога, ни из свободы, ни из культуры. Между прочим, европейцы абсолютно не виноваты, что русские обожествили то, к чему сами европейцы относились и относятся спокойно и деловито. И не надо валить Первую мировую на высокие идеалы – обычная жадность и гордыня её причины. Генералы, политики, буржуа, - тоже мне, носители свободы, прогресса и культуры.
Европеец мог сочинить вздор про крушение египетских кумиров, но всё-таки быть европейцем не означает сочинять вздор. Попутал бес с Первой мировой войной? Попутал со второй? Что ж, значит, надо восстанавливать и свободу, и политику, и культуру – восстанавливать и наращивать, а не пытаться заменить их чётками и иконами. Это не антиклерикализм, это – настоящее крушение кумиров, положительное, творческое и Богу уж верно любезнее рабства и суеверий. Потому что выбор именно таков – либо свобода, либо рабство, а не свобода или вера.