Яков Кротов
Любарский Я.Н. Сочинение продолжателя Феофана. Хроника, история, жизнеописания
В кн.: Продолжатель Феофана. Спб.: Наука,1992. С.201-265.
Не согласен с мнением о статичности виз. лит-ры (Аверинцева) - это не доминировало.
Не согласен с противоположением Карла Крумбахера (хроники-хронографии, монашеское-светское,
не античное - античное). Другое дело - консервация жанров, сосуществование в 11
в. изысканной хронографии пселла и хроники Скилицы. В 6 в.
антикизирующие Прокопий, Агафий, Симокатта - и хронография Малалы - автор не античен:
о себе ничего почти. от субъективизма - к объективному времени - вводит идею всемирной
истории, которой не было у классич. греков и римлян.
Я: Дохрист. империи были чрезвычайно провинциальны!
Малала — вводит монотонность и однообразие на смену раскованности и разнообразию
- не падение мастерства, и иной стиль, более объективный. Соматопсихограммы. Абстрактные
чувства, родовое преобладает над личным. Отсутствует связь между различными характеристиками.
Синхронность Малалы как перелома в историографии и архитектуры, живописи того
же века - уже не античное, византийское.
7 век - Пасхальная хроника
8-9 в - Георгий Синкелл - скорее аналитик, чем систематизатор
9 в - преемник Синкелла и ученик Феофан Исповедник, первый и единственный из
визант. хронистов создал именно строго анналистич. повествование. Его преемник
Георгий монах членит уже время опять не по годам, а по царствованиям. В любом
случае, жесткая сетка.
Хронография Продолжателя Феофана (ПФ) - три-четыре автора. Резко оригинальны
первые две части (остальные - традиционная хронография).
Скептически о македонском ренессансе - три-четыре тысячи человек придворной
верхушки. Скорее энциклопедизм.
С. 271 - спорность вопроса о том, подписывал ли Лев документ о согласии с православными
догматами. Возможно, что авторы, которые говорят о подписании, имеют в виду некое
частное письмо Льва патриарху, а Игнатий Диакон и Генесий говорят об отказе подписать
офиц. документ. Martin E.J. A History of the Iconoclastic Controversy. London,
1930.
Афингане - с. 273 - данные о них расходятся. Время расцвета
движения конец 8 в., начало 9., распространена на Балканах, во Фригии, Ликаонии.
С. 279 - прим. 13 - Паррисия - право свободной речи - давалось
некоторым родственникам и приближенным императора (откровенно говорит с императором0.
С. 283 - прим. 67и - корматы - хуррамиты, политически
активное движение, совмещавшее в себе элементы зороастризма и мусульманства.
|