Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Яков Кротов

ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЦЕРКВИ

Противопоставление феодализма и самодержавия снимается в 19 в. указанием на феодальный характер монархии в целом. При Николае I отрицание феодализма в России националистами - и царем, и Погодиным ("Киреевский меряет Россию на какой-то Европейский аршин, я говорю в смысле историческом, а это - ошибка. ... Россия же особливый мир, у неё другая земля, кровь, Религия, основания, словом - другая История. ... Черт возьми! Россия - особливый мир" - письмо Шевыреву 14.3.1832, цит. по Свердлову, 2003, с. 7).

Официальная концепция: свободный народ платит князьям излишки в качестве Дани (Погодин), народ - единство без сословий, противостоит государству как "земля". Славянофил И.Беляев - земщина ограничивает князей, вече. В.Сергеевич: вече - демократическое начало, князь - монархическое. Нет сословий. То же Владимирский-Буданов и Дьяконов, но добавили думу.

Соловьев: верховный собственный земли княжеский род. То же Ключевский, добавил: Русь - федерация областей не политическая, а генеалогическая. Считал строй Руси уникальным, но строй-то описывал неверно, такого вообще не было. Отсюда и Николай Второй: "У нас не было феодализма, всегда было единение и доверие" (Сведлов, 2000, 12).

За феодализм: Н.Павлов-Сильванский (видел феодализм с 13 в., Н.И.Кареев. Пресняков показал, что Русь 11-12 вв. не совокупность общин, а земли-княжения, роль веча меньше роли князя. Роль веча возрастает по мере ослабления князя.

Казус Фроянова: нацизм в истории, возвращение к идее союза племен и городских общин, которые нанимают князя. Якобы монгольское нашествие положило этому конец.

Ограничение феодальных отношений крупным хозяйством у марксистов, абсолютизация рентных отношений.

Свердлов М.Б. Домонгольская Русь: Князь и княжеская власть на Руси VI - первой трети XIII вв. СПб.: Академический проект, 2003.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова