БОГОЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ
VIII ВЕК: ХРИСТИАНСТВО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ?
В 2011 году патриарх Московский Кирилл сказал: "Церковь всегда была механизмом распределения национального продукта, национального дохода от богатых к бедным".
"Всегда" тут, конечно, риторическое преувеличение, ведь не всегда Церковь совпадала с нацией. Тем не менее, доля правды в этом утверждении есть: благотворительность в архаических обществах обычно ведётся в религиозных формах. Правда, в таких обществах религиозные формы (вовсе не обязательно христианские) обязательны и для искусства, и для образования. Секуляризация есть процесс взаимного освобождения религиозных институтов и культурных. Реакционеры считают это социальной смертью и хотят вернуться в прошлое. История объясняет, почему не только музыке, живописи, литературе, но и социальной взаимопомощи лучше вне религии.
К примеру, англичанин Беда в 734 году в письме Экгберту возмущался тем, что люди предпочитают жертвовать на монастыри, чем жертвовать епископам. Епископ-то потратит деньги не на частное дело (молитвы об избавлении от адских мук жертвователей и их родственников), а на миссию и благотворительность.
Монастырь, как ни парадоксально для собрания людей, отрекшихся от семьи, дело семейное, личное, а диоцез (епархия и её структуры) - дело общее, социальное.
Практика того же VIII столетия показывает, что распределение - преядовитое занятие. Вот в 709 году св. Вилфрид, епископ Хексема, в своём завещании распоряжается казной своего собора в Рипоне (Йоркшир) - и как распоряжается! Четверть жертвуется беднякам, четверть - римской церкви свв. Марии и Павла, четверть - тем, кто поддерживал его в изгнании (Вилфрид был в почти постоянной конфронтации с королевской властью), и ещё четверть - аббатам монастырей в Рипоне и Хексаме "для приобретения дружбы королей и епископов" (житие Эдия Стефана, гл. 63, цит. по: Моррис, 2008).
Никакой коррупции - в отличие от современных "священнораспределителей". Очень изящное, даже джентльменское завещание, максимально использующее "условия времени" для блага - нет, не церковных аппаратчиков, а именно бедняков. Что беднякам при этом достаётся меньшая часть - так это уж такое время.
Проблема не в организации распределения. Опыт русского постреволюционного бытия продемонстрировал, что торжество распределения над творчеством есть торжество рабства над свободой.