Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

БОГОЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ

VIII ВЕК: ДВА ОБРАЗА МИРА - ОДИН ЧЕЛОВЕК

См. библиографию.

В начале VIII cтолетия Беда Достопочтенный написал трактат "О природе вещей". По размеру - брошюра, четыре тысячи слов. По содержанию - переделка текста, написанного на сто лет раньше Исидором Севильским. Беда не изменил названия, но убрал многочисленные рассуждения Исидора об аллегорическом значении разных природных явлений. Очень разумная редактура. Ещё Беда подробнее написал о приливах - англичанин!

Конечно, объяснения природных явлений, которые дают Исидор и Беда (не сами - они берут их из античных сочинений), - не научные. Однако, они и не антинаучные. Это не "пророк Илия на колеснице гремит". Это вполне научные мышление людей, не располагавших ещё необходимыми приборами. Большинство современных учёных, окажись они в такой ситуации, наговорили бы куда более странностей. Кстати, шарообразность земли для Беды несомненна.

Беда ещё и автор истории английской Церкви. В этом тексте он вполне проявляет себя как средневековый человек. Это означает, коли речь идёт о восприятии окружающего мира, что пространство не воспринималось как некая протяжённая величина, равномерно заполненнная материальными объектами. Для средневекового человека мир состоял из населённых пунктов, между которыми - пустота, и очень опасная пустота. Расстояние от одной населённой точки до другой надо преодолеть как можно быстрее, разглядывать в этом пути нечего, запоминать нечего. Мир дискретный, и при этом очень маленький мир. Он ещё более уменьшается, потому что одно поселение воспринимается как клон (говоря современным языком) другого. Всюду одно и то же - и это очень хорошо. Всё и должно быть однородно - а если инородно, если сильно отличается от своего, это - опасность, это - чужак и враг. Мир за пределами дома, деревни, замка, городка, поля не только не интересен, не любопытен - он страшен. От него надо поскорее отвернуться и забыть о его существовании.

Сегодня часто говорят, что технические и политические изменения - глобализация - сжали планету до размеров деревни. Взять бы этих говорунов да в Средние века. Если речь идёт о скорости перемещения людей, грузов, информации - да, как от края деревни до другого края и даже быстрее. Но ведь дома и жители этой глобальной деревни столь разнообразны, что средневековый житель впал бы в шоковое состояние.

Для жители средневековой деревни центром мира была комната, в которой ели (и спали, а часто и держали скотину, но это - второстепенное). Это могла быть комната в избе, но точно таким же центром миром была зала в княжеском замке и императорском дворце. Для современного человека центр мира... Пожалуй, нет для современного человека центра мира.

Современный учёный не отличается от современного неучёного человека принципиально. В лаборатории учёный - учёный, но внутри учёного - вполне типичный средний человек с кучей предрассудков, со специфическим мироощущением. Точно так же и Беда с Исидором. Да, учёные люди, коль скоро речь идёт о познании вселенной. И одновременно носители очень обыденного сознания. Потому что одно другому не противоречит, как не противоречат друг другу цвет и звук.

 
 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова