Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

БОГОЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ

833 ГОД: ЗА ПРИНЦИП - ПРОТИВ ПРИНЦЕПСА!

Был советский анекдот про сантехника, которого посадили за то, что он сказал: "Не толчок менять надо, а всю систему!" Анекдот был актуален не только спустя четверть века после формальной отмены советской власти, но и в любое другое время. Евангелие, собственно, есть именно: "Радуйтесь, смена всей системы началась".

Бог меняет систему, меняя людей. Это - самый медленный и самый продуктивный путь, потому что цель-то - не поменять систему, а освободить людей от системы, в которой смерть и средство, и контекст, и цель всего.

В изображении классической истории история первой трети IX столетия - это история одного-единственного человека, Людовика Благочестивого. Не Людовика Святого, жившего четверть тысячелетия спустя, а именно "Пия", что, наверное, всё-таки ближе русскому "Набожный" или даже "Религиозный". Вырос религиозным - и боялся употребить должную силу для сохранения единства страны. Как Горбачёв - не решился на большую кровь, потерял большую державу. А страна была - Римская империя, и так аккуратненько именно в 800-м году Карл у папы принял корону этой империи. Но в 817-м году Людовик, уже несколько лет как правивший самостоятельно, чуть не погиб - доски сгнили на одной галерее... Вот он напугался - и сразу наделал ещё кучу ошибок, неправильно разделив империю между сыновьями, а потом сделал - всё от той же христианской набожности - самую большую ошибку, покаявшись в чрезмерной делёжке. А потом седина в бороду, бес в ребро, женился на молоденькой и ради нового сыночка решил отрезать кусочек от владений старших, те и восстали - и 24 июня 833 года, красиво завершая первую треть столетия, под Кольмаром старшие дети набожного отца пленили и сурово наказали.

Кольмар - это упростившееся почти до головоногого "Колумбариум" - "голубятня". Древним римлянам стена с погребальными урнами напоминала голубятню, почему крематории тоже так называли. Сжечь набожного Людовика не сожгли, в клетку не посадили, но опозорили изрядно: 55-летний император в хламиде из мешковины публично каялся в том, что не понравилось его сыновьям.

Такое представление об истории плохо не тем, что слишком многое оставляет на волю случая и на субъективность летописцев. Написал хронист, что Людовик был слишком мягок - но, помилуйте, ничего себе мягкотелость! Он, правда, не убил всех своих родственников и в этом смысле уступает и Константину Великому, и Ивану Грозному, однако руки у него всё равно были по локоть в крови.

"Единое государство" Карла Великого и Людовика Благочестивого развалилось по той же причине, по которой развалилась вавилонская башня, развалился СССР и развалятся, будем надеяться, и многие прочие сооружения этого типа - ищущие единства сверху. Единство растёт снизу, оно как трава, а если сверху - то как дождь, плавно переходящий в потоп, топь и растрескавшуюся от жары пустыню.

Правление Людовика Благочестивого - матрица для всех последующих теократий, их взлёта и падения. Любая вертикаль власти повторяет тот же цикл выковывания, ржавчины и превращения в труху.

"Выковывание" получило у историков XIX в. название "каролингский ренессанс". С таким же успехом говорят о "сталинском ампире" ("ампир-во-время-чумы"). Да, на какое-то время стало больше грамотных придворных, но школы, в которых эта грамотность преподавалась, и близко не напоминали ни античные, ни ренессансные школы. В самом крупном центре образования при Людовике - в монастыре Фульда настоятель (с 822 года) Рабан Мавр с трудом организовывал перевод отдельных книг Библии, перевели на немецкий (верхне-немецкий) "Диатессерон", который так тщательно за двести лет до этого уничтожал св. Феодорит Киррский. Даже в сравнении с временем Карла Великого и Алкуина, учителя Рабана, был заметен упадок - ренессанс свёлся к обсуждению того, как король и папа должны пасти христиан.

В феврале 829 году аббат Вала, бывший придворный Карла Великого (он родился в 773 году, а Людовик - в 778) выступил на синоде в Аахене с программой очередного "обновления" и "исправления", покритиковал светскую власть за пассивность и за то, что она подменяет собой власть церковную. Тоталитаризма захотелось - во всяком случае, налицо корешок "тот" в наименовании императора "totius stabilimentum regni", "тотальной стабильности правитель". Император должен следить за орднунгом - на латыни "ordo disciplinae" - и состоянием общественных дел, что на латыни вообще смешно: "status rei publica". Увы, для многих империя - лучшая республика. А вот за Церковью император должен наблюдать как некоторый такой аудитор или инспектор, но он не должен управлять, это дело епископов. Церковь - это феод, доверенный епископам не императором, а Богом.

И ведь из века в век одно и то же: попытка запрячь дракона в повозку и убедить его пыхать огнём только в одну сторону. Деньги, земли, крепостных император Церкви дай, - и отойди в сторонку, мы сами с ними управимся. Особенно Валу раздражало то, что у императора было своё церковное ведомство - "капелла". Точно так же и до революции в России у царя был свой комплект духовенства, независимый от Синода - и это при том, что русский Синод зависел от царя куда больше, чем римский Папа от Людовика Благочестивого.

Во время бунта сыновей против императора Вала, как и Папа Римский оказались на стороне бунтовщиков. Они очень изящно объясняли, что Людовик повёл себя недостойно истинно христианского правителя. Так задолго до казни английского Карла, а потом и французского Людовика с двузначным уже номером именно сторонники теократии обосновали возможность и даже необходимость смены толчка ради укрепления системы. Христианин имеет право сопротивляться императору, если тот нарушит свой долг.

Вала отчеканил изумительный каламбур: "Pro principe contra principem" - в русском, к сожалению или к счастью, но "принц" и "принцип" так звучат, что не сразу и признаешь их за однокоренные, а "принцепс" (он же император, август и т.п.) вообще знают лишь любители античности. "За принцип - против принцепса!"

Епископы - сторонники императора - говорили, что лояльность христианина должна быть безусловно, а Папа (Григорий IV) - что условна, и если император разрушает империю, то... Так что в октябре 833 года в Компьене во время суда над Людовиком аббат Эббо Реймсский обвинил его в sacrilegium, homicidium и periurium - оскорблении Бога, убийстве людей и нарушении клятвы.

Рабан Мавр, к его чести, указал, что, коли Людовик покаялся в приписываемых ему преступлениях, он прощён Богом и должен продолжать быть императором. Либо покаяние, либо увольнение с работы! А так - и каяться заставили, и с трона низложили.

Людовик, хотя и принёс покаяние, когда у него армия дала слабину, потом оправился и безо всякой мягкотелости расправился с бунтовщиками, - в том числе, и с Валой. Нет, не казнил - как на месте набожного императора поступили бы те, кто уверен, что главное вовремя употребить силу. Вот если бы Бог убил Адама с Евой при подходе к яблоку, люди бы до сих пор жили в едином раю...

 
 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова