Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

БОГОЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ

866 ГОД: РАЗВОД ИЛИ СМЕРТЬ!

Вопросы правителя болгар Бориса - и ответы на них римского папы Николая - фиксируют те различия между православием и католичеством, которые были важны для, если можно так выразиться, "конечного потребителя". Конечно, можно так выразиться - Борис выбирал разновидность христианства как выбирал скакуна. Первое, что его заинтересовало (3 вопрос) - явно различное отношение православных и католиков ко второму браку. Внешнее различие - при венчании у католиков не надевали уже, собственно, венцов (венков), а надевали кольца. Папа описывает обряды обручения и венчания, подчёркивает, что главное - это воля жениха и невесты, равно как и согласие на брак тех, кто за них отвечает. Правда, в конце концов, папа признаёт, что согласие ответственных лиц (родителей) не обязательное условие - как и приданое, кольца, венцы. Главное - свободная воля мужчины и женщины.

Заковыка же в том, что второй брак после смерти умершей жены с точки зрения католиков абсолютно нормален, с точки зрения православных уже в то время, очевидно, он был не вполне хорош. Не случайно православный священник, овдовев, не имеет (и никогда не имел) права жениться вновь. В суровой России "вдовых попов" старались даже загонять в монастыри, но это не всегда получалось. Священник же - всего лишь христианин "по полной программе", значит, что ему нельзя, то и остальным вообще-то нельзя. Идея простая: брак - это навечно, это не договор человеческий, это исполнение воли Божией, да и вообще это не "воля", это "любовь". Песнь Песней, а не Соизволений Соизволений.

Различие это остаётся и по сей день. Его замечательно уравновешивает отказ католиков признавать развод. Если уж очень припрёт оформляют "аннулирование брака", что по последствиям, впрочем, ровно то же самое. У современных русских православных появился странный оборот "снять благословения" - эвфемизм "развести". Что ж, тоже - "оформление" факта. Так ведь оформление кое для кого важнее содержания. Людей можно понять: если смотреть по сути, так ведь, пожалуй, христиан (и христианок) вообще в мире нет ни одного, каждый что-нибудь из заповедей Христовых да нарушил... Боимся мы это признать, хочется понатыкать хоть каких-то подпорочек...

Остаётся надеяться, что Борис вообще спрашивал не о браке после смерти жены, а именно о разводе. А то некоторым скажи, что после смерти супруги можно жениться, так они быстро эту смерть обеспечат.

См. брак. Расхождения православных и католиков.

 
 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова