Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

Богочеловеческая комедия

891 год: отборные воины - первый довод царей

Cм. милитаризм.

«Доброе слово и пистолет могут больше, чем одно доброе слово»? Чикагская мафия, говорите?

Конец IX века. Ослабление арабов позволяет армянам восстановить свою независимость. Армянский князь Смбат I, посаженный на престол мусульманами — точнее, Мухаммедом аль-Афшином, «остиканом Армении», заключает в 891 году договор с Византией. Басилевс признаёт Смбата «любимым сыном», что означает политическое признание его независимым правителем. Аль-Афшин возмущён, Смбат обращается к нему со словами мира: мол, от дружбы с Византией будет выгода и тебе, а не только мне, я договорился о свободном пропуске купцов в Константинополь. Сто лет спустя католикос Ованес Драсханакертци, рассказывая об этом, выводит мораль:

«Когда Афшин услышал столь приятные речи и увидел, что отборные вооруженные воины подступили к [самым] рубежам, тогда злобные речи он сменил на посольство дружбы».

После чего армянский царь идёт со своей армией в Армению, где не все рады его видеть. «Разорял, уничтожал деревья и сеял средь них огонь – так поступал он неустанно в течение двух лет», - итожит Драсханакертци. Зато — национальная независимость.

Рассказ о Смбате католикос Ованес предваряет цитатой из апостола Павла: «Будем искать того, что служит к миру» (Рим. 14, 19). Главное в этих поисках — чтобы и солдаты были добрые.

 

 

 
 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова