Борис Болгарский (ум. 2.5.907). Сын и наследник болгарского хана Пресиана. В 854 г. предпринял поход против франков, но потерпел поражение от Людовика Немецкого. В 863 г. Борис собирался принять крещение от представителей Людовика, но византийцы, напавшие на Болгарию и разгромившие её, вынудили его тайно принять крещение от своих священнослужителей (иногда ошибочно пишут, что его крестил св. Мефодий, но Мефодий в Болгарии вообще не бывал) и уступить Византии часть земель во Фракии. Крестили его в тогдашней столице страны Плиске в 864 году, он получил имя Михаила. В 865 г. против Бориса взбунтовались бояре, недовольные насаждением христианства, но он разгромил восставших и казнил несколько десятков бояр вместе с их семьями. Борис обращался к патр. Фотию в надежде получить от него автокефалию для Болгарской церкви, но безуспешно. В августе 866 г. хан Борис обратился с посланием к папе Римскому Николаю I, который ответил посланием с разъяснением вопросов Бориса и посылкой группы миссионеров. У Бориса был свой кругозор, ограниченный, как и у всякого человека: Папу Римского он вопрошал, можно ли после крещения сохранять конские хвосты на знаменах. Попытка Рима перевести Болгарию под свою опеку вызвала сопротивление Византии и послужила началом "фотианского раскола". Впрочем, Папа тоже не хотел давать Болгари церковную независимость. Тогда Борис опять взял курс на Византию, и всё-таки добился церковной независимости в составе православного мира. Впрочем, и ближайшие потомки Бориса, и болгары XIX-XX веков еще крепко конфликтовали с греками из-за своего церковного статуса. В 889 г. Борис ушел в монастырь, но вернулся, узнав, что наследник Владимир-Расат начал гонение на верующих в Христе. Наказал он сына, с точки зрения современной, слишком страшно: ослепил. По тогдашним понятиям, это было милосердно: обычай предписывал умерщвлять. Ослепление лишало права править, но сохраняло жизнь. В том и ужас первородного греха, что он создает грех как систему, в которой человек даже с лучшими намерениями не в силах поступить абсолютно хорошо. А чудо спасения в том, что Господь судит не намерения, не возможности, не достижения, что Господь вообще не судит, а освящает Своей кровью человеческое сердце, если в нем есть сколько-нибудь веры и мольбы о прощении. Правителем стал другой сын Бориса Симеон, впоследствии прозванный Великим. Память 2/15 мая.
См. библиографию IX в. Послание ему Фотия.
R. Sullivan. "Khan Boris and the Conversion of Bulgaria: A Case Study of the Impact of Christianity on a Barbarian Society," Studies in Medieval and Renaissance History 3 (1966): 55-139. Reprinted as Essay IV in Christian Missionary Activity in the Early Middle Ages. Variorum Collected Studies Series CS431. Aldershot 1994. A most comprehensive survey of the sources, problems, and historical context along with a detailed assessment of Nicholas I's Letter 99.
Photius I, Patriarch of Constantinople. The Patriarch and the Prince. The Letter of Patriarch Photios of Constantinople to Khan Boris of Bulgaria, English trans. D.S. White & J. Berrigan. The Archbishop Iakovos Library of Ecclesiastical and Historical Sources 6. Brookline, MA 1982. A translation of Photius' letter to the Khan.
F. Dvornik. Les Slaves, Byzance et Rome au IXe siecle. Paris 1926.
S. Runciman. A History of the First Bulgarian Empire. London 1930.
M. Spinka. "A Study in the Spread of Byzantine Culture among the Slavs," Studies in Church History 1 (1933): 25-36.
|