Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

БОГОЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ

X ВЕК: СВЯТОЙ ГЕНДЕР, МОЛИ БОГА О НАС...

См. женщины - православно-католический конфликт.

Историк Синтия Хан, проанализировавшая двадцать иллюминированных рукописей X-XIII веков, отметила, что иллюстрированные книги изготавливались в монастырях, причём мужских, но предназначались прежде всего для светских женщин. Таков, к примеру, сборник из житий св. Килиана и св. Маргариты Антиохийской, изготовленный в Фульдском монастыре около 970 года ("Ганноверский манускрипт").

Возможно, тут кроется скептическое отношение западного христианства к иконопочитанию и, шире, к христианству восточному. Образ обращён прежде всего к чувствам, его воздействие эмоциональное. Это чётко высказывал Григорий Великий. А чувства - это каноническая территория женщин. Классический гендерный расизм. Мужчина - разум и воля, форма и земля, кость, женщина - трепетание эмоций, бесформенность, пусть скажет спасибо за ребро. Поэтому, кстати, в Средние века (отмечала та же Хан) пятеро мудрых дев, которые в достатке запасли масла для светильников, отождествляли с пятью чувствами - всеми чувствами человек должен стремиться ко Христу.

Идеалом мужчины оказывается монах, который созерцает Бога духовными очами, а мирянам по суетности их приходится глядеть на материальные картинки. Так что красивые рукописи - они для придворных. В некоторых рукописях обращённость к "светским" проявляется в подписях на "разговорном" языке. При этом рукописи Х столетия - те, которые дошли до нас - изготовлены в Германии, а последующих двух веков - во Франции.

"Ганноверский манускрипт" примечателен ещё и тем, что в нём не только пропагандируется культ св. Килиана, соответствовавший интересам германских владык. В нём есть и несколько молитв, причем окончания в них женского рода: "Ora pro me peccatrice" - "молись обо мне грешной". Это не означает, что рукопись адресовалась непременно светской даме, она могла быть обращена к монахиням. "Клирики, которым было доверено душепопечение о монахинях, - отмечала Хан, - утверждали, что иллюстрации помогают "слабейшему интеллекту" сосредоточиться". Cтрогая иерархия: сперва в сборнике идёт житие мужчины (епископа), а уже потом житие женщины (мученицы), хотя жила женщина много раньше епископа.

Исследовательница подчёркивает, что в западной средневековой традиции она не нашла аналога высказыванию византийского автора Х века, сравнившего книгу с небом, а иллюстрации - со звёздами (С.3).

Идею о том, что женщина "эмоциональнее", а мужчина "логичнее", что Восток и Запад как мужское и женское начало, можно отнести в тот же депозитарий, что и идею (о ней упоминает Хан), будто кусочки материи, возложенные на саркофаг апостола Петра, становились ощутимо тяжелее благодаря впитыванию благодатной силы (virtus) святого. Такие кусочки ткани называли brandea (С. 15).

 
 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова