Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЦЕРКВИ

Русские - часть индоевропейцев, земледельческой этнической общины, сложившейся за три-четыре тысячелетия до рождества Христова в ареале Восточной Анатолии (Малая Азия), Южного Кавказа, Северной Месопотамии. Оттуда расселились из Малой Азии - на Балканы и далее, и в Южное Поволжье и Северное Причерноморье.

Следы общности в языке: понятие "дома" как поселения нескольких семей: от корня "войк" и греческое "ойкос" - дом, семья, род, и латинское "викус" - селение, и санкскритское "народ", древнерусское - "весь". Корень "дом" ("домус") - семья, домашнее хозяйство. Семья, жившая в доме, осуществляла право кровной мести.

Свободный человек противопоставлялся рабу ("элеутеро/доэро"). "Свободный" - тот, кто рожден в этом народе и имеет право наследования. Славянское "люди", лат. "либер", греческое "элевтерос", древне-англ. "леод", совр. немецкое "леуте" - "люди", герм. "леод" - "народ. Слово выражает представление о росте - свободный растет, вырастает. Раб вечный ребёнок.

Рабы - взятые на войне, чужаки, пленники, и обедневшие свои - "орбо", "раб", готское "арбайтс", "нужда", "работа", нем. "арабейт" - работа, слав. "работа" - неволя. Мягкое, патриархальное рабство. Раб был членом семьи.

Дружина - друзья, спутники. Идти - древнейший корень, лат. "ире", отсюда в английском "issue" - исход дела, отсюда граф - "комес" - от латинского "ком-ире", "комит", "со-идти", "сопровождать". Отсюда и "коммендес" - до 12 в. так назывались почти рабы, холопы на самых черных работах, но так же называли и самых главных вассалов.

Равенства уже не было, были убогие - "у-бог", нищий, оставленный богами. Было слово "долг" (dhlgh) - возмещение, компенсация за украденное.

Главы племен обозначались словом с корнем "ген" - "рождать". У германцев это "кен" - "кунингас", "кениг". У балто-славянских языков этот корень исчез, позднее взяли у немцев "князь" - "кнедзь".

Было и слово от корня "рек" - "направлять", "выправлять" (правитель) - "рекс", немецкое "рихи" - царство, "рейх". У кельтов, в германо-балто-славянском диалектах то же значение у корня "д" - готское "валдан", управлять, немецкое "валтан", славянское "владо".

Повелитель обеспечивал еду, процветание. Английское "хлафорд" - "хлаф" - от того же корня, что русское "хлеб", из готского "хлайфс". "хлаф-вирд" - "страж хлебов", хозяин каравая. Леди - "хлаф-диге", "месящая хлеб". Люди, подчинённые лорду - "едоки хлеба".

Отношения обмена отразились в слове "мен" - "менять", отсюда же и латинское "коммунис", общий. Отношения хозяин/гость - в корнях "гхости" - "хозяин", слав. "гость".

Право - черед клятву ("рота" у славян, др-инд. "вратам" - "закон", "обет"). Общеевропейский корень "вид/вейд" - отсюда "ведать", "видеть", свидетельствовать.

Несколько волн истребления более высокой культуры - более простой. Дорийцы завоевывают ахейцев. Греческое рабство - средство выжить в условиях скудного климата. В 3-5 вв. вторжение германских племен - крушит римскую империю.

У славян сохранилась архаичная индоевропейская экономика с опорой на земледелие ("жито" - "жить", пшеница и рожь), причем селились в долинах рек и у озер, где мягче земля, потому что плуг и рало были без железных частей. Не кочевники, как думали те, кто сталкивался со славянами на окраинах, в процессе переселения.

Имущественное расслоение, выделение богатых ("бог" - "достояние"). "Скудные", "убогие" - входили в состав патриархальной семьи богача, "господина".

Князь получает "дар" - от древнейшего "до" - и давать, и брать, дар - и то, что дают, и то, что берут. Одаривать. Нерасчлененность. Дар - будущее "почестье". "Продажа" уже в праславянском словаре - судебный штраф за ущерб (prodadja). "Феод" - от того же корня (фе-од).

"Дружина" - от индоевропейфское "дреу" - спутник, товарищ, свита. "кмет" - от лат. "комес" - спутник, товарищ.

Общий для индоевропейцев символ власти - посох, скипетр. У кого скипетр, у того и власть (сакральность). "Кий" - "дубина", колотушка.

VI век - формирование политических союзов славянских племен. К середине VII в. образуется у западных славян государство во главе с фракийским купцом Само (прославился организацией отпора аварам).

 

Свердлов М.Б. Домонгольская Русь: Князь и княжеская власть на Руси VI - первой трети XIII вв. СПб.: Академический проект, 2003. Глава I.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова