Борис (в крещении Роман) и Глеб (в крещении Давид) Страстотерпцы (Борис 24.7.1015, Глеб 5.9.1015). Двое из многочисленных сыновей св. князя Владимира. Борис был старше Глеба, уже в 989 году, через год после крещения Руси, отец ему дал в удел Ростов. После смерти отца дружина уговаривала Бориса начать борьбу за отцовский престол, но он отказался. Тогда дружина оставила его. Сводный же брат (ещё точнее, двоюродный брат) Бориса Святополк, занявший престол, смотрел на мир трезво и цинично и послал убить Бориса. Если бы Святополк и знал, что Борис отказался от борьбы, он бы не изменил своего решения: ведь сегодня отказался, а завтра, вдруг, решит выдернуть из под тебя трон. Можно ли доверять христианской кротости? Автор жития Бориса вкладывает в его уста именно евангельски кроткие предсмертная слова: поглядев на убийц, Борис сказал: “Братья, приступивши, заканчивайте порученное вам. И да будет мир брату моему и вам, братья”. Убийц это не смутило, и они зарезали князя. Иначе встретил убийц Глеб, с 1015 года правивший Муромом. Они застигли его недалеко от Смоленска на реке Смядынь, и Глеб просил у них пощады. Бесполезно. Был убит и ещё один из сыновей Владимира — Святослав, затем же Святополк бы побежден Ярославом и кровопролитие прекратилось. В народе и в княжеской семье почитали святыми страстотерпцами лишь Бориса и Глеба, потому что их останки сохранились и были торжественно захоронены в Киеве. В образе князей людей поражало то же, что и во Христе, сочетание царственного достоинства, невинности и жестокой расправы, совершенной без особой злобы, словно не последствия греха, а сам грех обрушился на праведность. Первоначально в народе возникло почитание младшего сына Владимира - Глеба. В "Сказании о Борисе и Глебе" указывалось, что около его могилы происходили чудеса. Нетленным было прежде всего тело Глеба. Митрополит благословлял князей нетленной рукой Глеба, а не Бориса. В византийском синаксарии XII века на первом месте - Давид (Глеб), а не Борис, как и в записи Созавской хроники о создании в 1095 г. в Созавском монастыре придела "святого Глеба и его брата". Храмы именовались "Глебоборисовские" (Туров, Чернигов и др.). На энколпионах домонгольской эпохи на лицевой стороне было изображение Глеба. Только Глеб изображён на медальоне в рязанском кладе. Культ Бориса стал развиваться благодаря Владимиру Мономаху, который и сына своего второго назвал Романом в честь крестного имени Бориса. Глеба почитали как юного (т.е., невинного) целителя, Бориса - как воина. Однако, в Чернигове и Муроме, которым правил один род, продолжали больше почитать Глеба. Рязанские князья воевали с Мономаховичами за Владимирское княжение, и в этой борьбе Глеб был патроном рязанцев, Борис - Мономаховичей. После монгольского завоевания следы этой борьбы и раздельного почитания исчезают (Жолобов В.В. Особенности почитания святых Бориса и Глеба в Муромо-Рязанской земле в XII-XIII веках // Труды Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника. Вып. 2. Рязань, 2004. С. 71-78). В 1724 г. Папа Бенедикт XIII внес Бориса и Глеба в список святых, почитаемых Католической Церковью. Память 24 июля/6 августа. Перенесение мощей в 1072 и 1115 гг. празднуется 2/15 мая.
|