Иларион Киевский (XI). Священник придворной церкви в поместье великих князей Берестово. Ситуация была не совсем нормальная, ибо содержанием такие священники были вполне обеспечены, но жили они среди языческой в целом стране словно в резервации. Миссионерствовать были не обязаны, да и не дал бы им никто миссионерствовать. Времени свободного было много. Иларион ходил из Берестова на холм у Днепра, здесь среди глухого леса выкопал крохотную пещерку и тут подолгу молился. Спустя годы к нему присоединился монах Антоний, и из молитв этих двух людей возник знаменитый Печерский монастырь. Иларион же стал невольным, видимо, участником сложной церковной ситуации. В 1051 году великий князь Ярослав Мудрый распорядился именно его поставить во главе Русской Церкви вопреки традиции, по которой митрополит ставился в Византии и был византийцем (мы тогда были в войне с Византией). Русь тогда воевала с Византией. Митрополитом Иларион пробыл до 1054 года; точная дата его смерти неизвестна. Прославился же он своим сочинением “О законе и благодати” - проповедью, произнесенной в Софийском соборе незадолго до избрания. Иларион не только сказал хорошую проповедь, не только сумел выразить гармоничное соотношение закона и благодати, русского патриотизма и христианского универсализма, так что проповедь его переписывали веками и читали с благодарностью уже и тогда, когда Русь разрослась в три полноценных нации. Иларион еще и прославил князя Владимира как святого, хотя от гробницы крестителя Руси не совершалось чудес. Именно чудеса считались главным доказательством святости и тогда, и еще столетиями спустя, так что Владимира стали почитать святым лишь после монгольского нашествия, когда останки его истребились и чудес ждать было уже не от чего. После того, как Владимира Красное Солнышко спародировали сперва Владимир Ульянов-Ленин, насаждавший в России социализм, а потом Владимир Путин с полицейским православием, трудно восхвалять крещение Руси. Не закон и не благодать, а власть в самом худшем варианте - власть как насилие - вот что было это крещение. Осталось от него мало, а что осталось, то придавлено грудой мертвечины - православия государственного, с дубинкой вместо креста. Закон Божий подменили законничеством вкупе с беззаконием, загоняя верующих в шизофреническую раздвоенность: слышат одно, видят совсем другое. Благодать подменили властью. А всё же через все подмены, размётывая их, идёт благодать от Иисуса Христа, и проповедь Илариона для верующего сердца жива именно потому, что соотношение между Христом и Владимиром святой выдержал очень точно. В отличие от многих своих преемников по кафедре. Память 21 октября/3 ноября.
|