Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

Заметки к истории Церкви

История Русской Церкви в XI веке

 

Этапы христианизации Руси

Материальные свидетельства: 31 экземпляр крестов из листового серебра и бронзы, датируются серединой Х - третьей четвертью XI вв., происходят из дружинных некрополей торгово-ремесленных поселений и могильников воинских гарнизонов на окраинах Древней Руси. Они аналогичных крестам из скандинавских стран, которые связываются с миссией еп. Уно (930 г.). (Мусин, 2000, 244). То, что их находят лишь в погребении, побудило Мусина предположить, что эти кресты аналогичны крестам франкской знати Меровингской эпохи (6-7 вв.): там крестики из золотой и серебряной фольги нашивали на саваны. Это свидетельства христианизации знати. Мусин, 1999б - у варягов-христиан была психология "дружины Господней". Все эти кресты только из погребений по христианскому обряду (в ямах и камерах). Само распространении ингумации синхронно находкам крестов. Слово "погребение" в ПВЛ связано только с трупоположением. Появляются деревянные гробы - "кърсты" с 10 в.

Мусин отмечает, что больше всего христианских элементов в погребениях пограничных районов - это христиане показывали язычникам-соседям свою веру. (Мусин, 2000, 255)

Камерных погребений известно более 70, кресты найдены в 12. В инвентаре некоторых камер - погребальные свечи. Это означает, что до 20% погребений по этому обряду - христианские. Среди же погребений XI-XIII вв. захоронений с крестами не более 3%.

По мере распространения христианства кресты в могилах исчезают - ведь был запрет помещать кресты в могилу (Памятники, 1880, 36-37). Нательные кресты как обязательная часть крещения появились лишь в требнике Филарета 1621 г.

К числу свидетельств о христианстве можно отнести византийские монеты, которые использовались в качестве подвесок - ведь на них изображался крест. Всего найдено 49 таких монет в 43 погребениях из 26 некрополей (Мусин, 2000, 247).

В XI веке кресты и монеты исчезают из центральных поселений и остаются лишь на северной периферии, в Новгородской земле, где христианизация запаздывала.

Появляются нательные кресты

Правда, сохраняются и очевидно нехристианские оряды: парные погребения, захоронения с конём.

В XI веке появляются нательные кресты: Мусин насчитал 44, в том числе 22 из 13 могильников, 21 - из 13 поселений, 1 - из клада в Тарту. Они бытовали в 10-11 вв. Наиболее распространен тип, где на груди Христа крестовидная перевязь (впервые в сирийском искусстве 7 в., Евангелие Равулы). Фронтальность позы, одежда - ирландская и североевропейская традиция. Самые ранние нательные кресты с распятием в Европе - конец 9 в. из Великой Моравии. Баварская архиепископия изготовила им подражания в качестве крестильных подарков. Потом они исчезают.

Двоеверие

Мусин, 2000, 255-6: "Понятие "двоеверие", встречающееся в древнерусской литературе и современных исследованиях, должно восприниматься как искусственное изобретение древнерусских книжников, не отражающее сущность происходящих на Руси духовных процессов. Христианизация предстает в истории России как феномен религиозного творчества, переосмысливающий архаичные культурные традиции и включающий их в новую христианскую веру".

 


власть могла предложить Церкви прежде всего самое себя. Это не так много. Власть не была ни всемогущей, ни всеохватной. В сущности, это - лишь Киев. В северной столице языческих идолов уже пришлось свергать с мечом в руках. В Муроме и Ростове и этого сделать не удалось - быстро, во всяком случае. Князья и не намеревались устраивать битву за Церковь.

Крещение и власть

Князь Владимир просветил прежде всего свой собственный род - христианство стало религией Рюриковичей. Такая сдержанность - чудо. Двоеверие, разделившее сперва княжеский род от всех остальных, позднее - горожан от деревенских жителей, - свидетельство того, что новая вера имела потенциал терпимости. В крещении народов Западной Европы этот потенциал проявлялся далеко не всегда. Но с самого начала здесь было заложено и восприятие Церкви как инициативы и прерогативы власти - в отличие от Римской империи. Такое восприятие было на ближайшие века полезно власти. Но Церковь таила в себе изначальное противоречие двух Царств, которое исподволь преображало слушающих Евангелие и вело к такому преображению княжеской власти, что впору было говорить о ее гибели.

Власть выплачивает Церкви десятину за людей

Князь Владимир ... В первый век истории Церкви в России князья подчас платили и больше, до пятой части доходов. Такого обычая не было ни в Византии (где духовенство питалось от накопленных имений, неопределяемого размера добровольных пожертвований и от плат за требы). В Западной Европе десятина была установлена Карлом Великим, но платили ее все собственники порознь за себя. Выплата десятины властью была принята лишь в Польше /до или после Владимира?/. Князья поддерживали Церковь деньгами, которые могли бы оставлять у себя; деньги на Церковь не вымогались насилием у тех, кто не входил в нее.

Власть дарит Церкви часть своих судебных прав

Суд по семейному праву как средство проповеди

В отличие от Вимзантии, наказаниями за церковные преступления служили не молитвы, поклоны или отлучение от причастия, а денежные пени. Таков был древний местный обычай. Использование его позволило Церкви не нарушить духовной свободы тех, кто не входил в нее. Никто не навязывал лицемерных молитв. Новые правила семейной нравственности действительно устанавливались силой и судом. Одновременно церковь следила за соблюдением и норм, не имевших христианского смысла, но и не противоречивших ему: кусающийся мужчина, девка засядет. При желании церковного суда - как прежде княжеского - легко можно было избежать, если было согласие на то сторон. Новые нормы, однако, оказались притягательны сами по себе.

Ревелли Дж. Старославянские Легенды о св. Вячеславе Чешском и древнерусские княжеские “Житие”. - Древняя Русь и Запад. Научная конференция. Книга резюме. М.: Наследие, 1996. Сс. 24-32.

На Руси уже в 11 в. был культ Вячеслава (Борис упоминает его гибель в молитве перед собственной кончиной), а в Чехии в Сазавском монастыре был алтарь в честь Бориса и Глеба. К обычному идеалу “христианского государя” (щедр на милостыню, красив) добавляется упоминание о его образованности (Вячеслав был отправлен отцом в Будец для изучения наук, был начитан; “Чтение” о Борисе и Глебе упоминает, что в детстве Борис читал весь день, а брат его слушал). Кроме того, Запад и Восток едины в вере в диавола как подстрекателя ко злу, в Божественное наказание для убийц, в чудеса святых.

Гладкова О.В. Св. Климент Римский — креститель Руси? - Древняя Русь и Запад. Научная конференция. Книга резюме. М.: Наследие, 1996. Сс. 37-39.

Слово на обновление Десятинной церкви подчеркивает, что Владимир крестился в Корсуни - мощи Климента принес в Киев из Корсуни, противостоит тем, кто делал акцент на Кпле как источнике христианства на Руси - в том числе Илариону - и мб быо составлено при Изяславе Ярославиче, контактировавшем с Римом. Рим-Херсонес-Киев. я: впрочем, связь с Римом Гладкова явно преувеличивает.

Ветхий Завет становится образцом для русских летописцев

Переписывая древние известия о смерти князей, отмечая кончину князей новых, летописцы XI века подражали Ветхому Завету. Рассказы о смерти Авраама и других праотцов кончались словами о том, что место их погребения известно "даже до сего дня" - как и рассказы о смерти князей Олега Святославича, Святополка, Аскольда. В рассказах о же о смерти святых - княгини Ольги, мучеников-варягов, как и рассказе о смерти Моисея, отмечено, что место захоронения их пребывает неизвестным. Отличие язычников от христиан обозначено тем же приемом, которым в Библии обозначено отличие праотцов от народа Исхода. Родословия князей из рода св. Владимира переделаны (по сравнению с реальными) так, чтобы напоминать о родословиях потомков Измаила и Иакова; и другими подобными способами летописцы уподобляли деятелей русской истории - деятелям ветхозаветным. Это не всегда означало похвалу. Например, князь Владимир до крещения сравнивался с неблагословенным сыном Авраамовым Измаилом. Святые же Борис и Глеб сопоставлялись с Иосифом Прекрасным и его любимым братом Вениамином.

Макарий 1039 - первое упоминание митрополита (Феопемпта).

До этого времени - гипотеза Вернадского, Статус - см - что архиепископия была в Тмутаракани, но это не оправдалось - Тм была непосредственно у КП патриархов и с Русью не связывалась.

Долгое время т зр, что митрополия учреждена лишь в 1039 году - но и это не оправдалось, лишь гипотеза.

Гипотеза Макария др что Переяславль был первоначальной резиденцией Киевских митрополитов - нет.

вторая треть - Илларион - акцент на том, что апостолы "телом апостоли не суть сде были", что Владимир "не видел апостола" - и все же поверили - но легенда об Андрее возникает не позднее последней четверти 11 века - отсюда три собора ему: в Киеве в 1086, в Переяславле 1090, в Нгрде - просто конец века

Русь и язычество:

легко вообразить себе, подумав о современных языческих странах Востока - хотя бы об Индии или Японии. Но образ этот уже не совсем будет точен, ибо все эти страны испытали влияние христианской модели Запада и мимикрировали под нее по крайней мере в политико-экономической сфере. Но не поступась язычеством, при этом!

Однако в 11 веке мимикрировать, во-первых, было еще не под что - модель еще просто не была создана, тем более не успела оторваться от христианства. Во-вторых, язычество тогда было более жестким (волхвы и прорезь). В-третьих, язычество проще всего представлять не по загранице, где мало кто из нас бывал, а по сегодняшнему дню. Как христианство создало цивилизационную модель, которая благополучно секуляризовалась от догматов и обрядов христианства, так язычество оставило нам (при том что его обряды и догматы исчезли) определенную психологическую модель, которая действует по сей день. Двоеверие продолжается, хоть и не в столь обрядово-двойственной шокирующей форме, как раньше, а в более утонченной. И подпитывается двоеверие не силой одной исторической традиции, воспитанием - а языческими потенциями и искушениями отдельно взятой души. Историческая традиция черпает от человека силу, а не наоборот!

Результатом Крещения Руси было изменение не просто судеб отдельных людей и отдельной страны - но принесение плоды в виде русской части церковного предания и в виде определенной модели. Здесь мы еще только начинаем понимать всю силу промысла. Сейчас ему уже ненужно было бы - будь оно возможно - крещение целых стран. Тогда - было нужно. Но сейчас не нужно именно благодаря тому, что было крещение варваров тогда. Современный персонализм оказывается не с неба свалился - родился именно из средневекового антиперсонализма.

Как вообще принести Христа сверху, не превратив Цвь в одну идеологию, не опошлив ее? Да еще в стране, где отсутствует всякое представление о человеческой личности и нет никакого СБСЕ за границей, чтобы об этой личности напоминтать? В стране неграмотной, где грамотность может лишь укрепить начетническую традицию? В стране родовой, где человек - в частности, священник - не может существовать сам по себе, а должен быть включен в какую-то общность?

1051 г.: конфликт с Кплем

Выработка моделей поведения - в обществе глубоко родовом и тоталитарном, т.е. не деспотическом, где тотально подавление, а таком, где тотально все члены принимают холопство/угнетение как принцип существования, где верхи и низы одинаково не приемлют идеи личности. Определённый социальный договор тут существует, только он вовсе не о пределах полномочий и не о пространстве свободы, а безбрежности рабства, о том, что все прощают друг другу стремление к порабощению, безответственность, подчинение идолу системы. У всех рыльце в пуху. Холопы и господа создают симбиотическую систему, наподобие акулы и лоцманов: каждый член системы готов и рвать, и наводить на добычу, и сам стать жертвой, в обмен на чувство покоя и некоторые куски с барского стола.

Печерский Патерик рисует картину отработки модели поведения в тоталитарном обществе: как повиноваться властям предержащим, имея в виду, что власти тут не социальная верхушка, а власть холопства, и при этом быть свободным духовно. Отработка происходит с трагедиями, которые позднее не повторяются: более игумены не будут выступать против князей, пример смирившегося Феодосия общеобязателен, а если будут, то общественное мнение - которое есть - будет против них. Церковный авторитет отступает в одной сфере - политического поведения, терпит то, что терпеть не следовало бы с нравственной точки зрения, потому что борьба грозит не просто уничтожением Церкви, но и духовным распадом борющегося.

Русь и католицизм:

1006: Бруно и контакты с Западом

1006 близость - Бруно - 1006 год с. 188 и далее. Благожелательный прием его. Слова церковь, алтарь, агнец и т.д. - со славянского (м б не прямо от католиков, но через западных славян?)

отсюда и ожесточенность выступления Феодосия

1007: перенос мощей Ольги

В Десятинную цвь Мкр 2-52

На месте крещения киевлян по Степенной храм в честь Тура, - варяга с сыном убитых Мкр 2-604-прим 22 - в Прологе Тур назвал “первыи ходатаи нашему спасению” имя варяжское Тур или Утор - позднее тут же храм Бориса и Глеба

24 июля 1015 - убийство Бориса

а 5 сент Глеба, младшего.

Ярослав строит цвь в честь них - 20-е

а третьего брата, чьих мощей нет - нет.

1022 ок.: битва с Редедей и благочестие

Мстислав Вл. война с касогами, Редедя, идея единоборства от Редеди - возьмет всю землю выигравший - князь в решающий момент молится Бге “О Пречистая Богородице! Помоги мне. Если я одолею, то созижду церковь в Твое имя” - вонзил нож в Редедю - возложил дань на касогов - правил в Тмутаракани - заложил тут хра.

Епархиальное деление

Кафедральный собор Софии в Полоцке - сер 11 века - Макр 2 603 по Раппопорт П.А. Русская архитектура X-XIII вв. Л., 1982. С. 94. - след тут епископия. Мб в Турове в 11 веке. в Белгороде - викарий Киевск митр. Итого, много на юге - Киев, Чернигово, белгород, Вл-Волынская, на всем востоке Ростов, в Галицкой руси ни одной.

1037: закладка св Софии

София заложена в память о победе над печенегами в 1036 году - Мкр 2-40. Деннь освящения праздновался 4 ноября. В том же году цвь Благовещения над Золотыми воротами - Иларион: Киеву можно сказать: “Радуйся, благоверный граде, Гдь с тобою.”

Тут же цвь Георгия победоносца и Ирины - по жене Япрослава. Сказание о том, что Ярослав увидел, что мало труждающихся на стрнойке - люди боятся, что им не заплатят, раз строит властелин - повелел каждому платить в день по ногате -

1044: крещение костей

Олега и Ярополка - положили в Десятинной, где уже лежала Ольга. Макарий отмечает, что уже тогда ложно толковали 1 Кор 15 29 в смысле крещения мертвых - но оно и запрещалось Карф

ср тогда же Ефрем новоторжеский, брат Георгия и Моисея венгров - Торжок, странноприимный дом - ум 1053 - ранил тайно главу брата, котору. велел положить с собой в гроб.

1051: избрание Илариона

1052, 14 сентября: София Новгородская

Освящена еп Лукой в 1052 или 50. Поучение Луки - избран Ярославом вместе ученика Иоакима Нгрд Ефрема, который пять лет был ио.

Перевод Иосифа Флавия

1058: суд над Лукой Жидятой

держался в тюрьме 3 года. Оклеветан слугой Дудиком. ум 15 10 59

1060-е: учреждение митрополии в Переяславле

Макарий 2 603 - в результате триумвирата при Языславе, святосл, Всеволоде Изяславичах учреждение титулярной митрополии в Переяславле и в Чернигове. Видимо, после установления единовластия Всеволода Ярославича в 1078 упразднена за смертью черниговского митрополита Неофита черниг митр-ия, а с кончиной Ефрема Переясл и переяславского.

См.:

1069 - Святослав Черниговский ночью присылает взять Антония из КПМ, пч Изяслав, вернувшийся в Киев, гневается на Антония за поддержку Всеслава.

Послания Феодосия к Изяславу - можно ли готовить в воскресенье - да, иначе мы уподобимся иудеям. Разрешает есть мясо в большие праздники в среду и пятницу, если князь сам взял обет не есть - а если отец духовный, то взять разрешение у него.

Второе - к Изяславу о латынех - но мб это печерский игумен 12 в Феодосий Грек, адресат киевск кн Изяслав Мстиславич -

1. савеллианство (сливают ипостаси Отца и Сына, когда говорят об исхождении от обоих
2.
3. опресноки
4.
5. прощают грехи за дыр
6.
7. кладут соль в уста крещаемым, не помазывают
8.
9. называют не именами свв а произвольно
10.
11. пост в субботу
12.
13. мясо едят до Вторника первой недели ВП
14.
15. едят удавленину, медвежатину и пр
16.
17. мертвецов гладут головой на восток
18.
19. женятся на сестрах, священники сожительствуют.
20.
в латинской и сарацинской вере спастись нельзя

нельзя хвалить чужую веру

не иметь ни брачного ни кулинарного общения с варяжской верой.

Макарий 2 192 “Мы несколько смягчили резкий тон послания, который показался бы не совсем приличным в наше время, но был весьма приличен и естествен во днп преподобного Феодосия, когда латиняне только что отделились от православной Церкви”.

И при этом: Мкр 2-551 “Аще хвалит это чужю веру, то обретаеться таковыи двоеверец: близ есть ереси. ... Милостынею милуи не токмо своея веры, но и чужыя. Аще ли видиши нага, или голодна, или зимою или бедою одержима, аще ли ти будет жидовин, или срацин, или болгарин, или еретик, или латинянин, или ото всех поганых — всякого помилуи и от беды избави я, яже можеши, и мъзды от Бога не лишен будеши. Бог бо и сам ныне поганыя набдит, якоже и крестьяны. Поганым же иноверцем в сем веце попеченье от Бога, а в будущем же чюджи будут добрыя детели; мы же, живуще в правовернеи вере, зде есмы набдими Богом, а в будущем веце спаса спасае Господом нашим Иисус Христом”

В.М.Кириллин. Правота и логика антилатинского “послания” св. Феодосия Печерского. - Древняя Русь и Запад. Научная конференция. Книга резюме. М.: Наследие, 1996. Сс. 40-43.

Послание Феодосия смягчает многие обвинения, высказывавшиеся Керуларием. Самое странное обвинение - пьют “свой сец” - основано на 4 Цар 18, 27 - пить мочу как признак крайней нужды. Кириллин - “дело самое последнее”. На Западе учение о моче было в Салернской медицинской школе - носители медицинских знаний монашествующие, хотя Зап Церковь относилась к ним настороженно. “Удивительны внутренняя, скрытая стройность и поступательность изложения обвинений ... Все рассмотренные Феодосием Печерским аспекты западнохристианской церковно-религиозной жизни по существу связаны между собой ... Небрежность и неразборчивость в пище, демонстрируя уровень нравственности и культуры вне Церкви, ведет к небрежности в посте как церковном средстве духовного совершенствования, а отсюда рождается холодный прагматизм покаянной дисциплины. Эти аспекты, касающиеся прежде всего мирян и потворствующие развитию рационалистического, юридического отношения к делу спасения во Христе, порождают существенные измерения в церковной организации: на их почве развивается нравственно искаженное учение о воинстве Христовом — духовенстве, так что те, кто призван быть молитвенниками и пастырями, на деле становятся лишь солдатами, которые объединены по субординации юридическим, но не Христовым, законом, и в силу нежизненности этого закона склонны индивидуально к интимному безволию и вместе с тем к самовольству. Последнее отражается на богослужении, которое, также претерпевая рационализацию, постепенно теряет животорную красоту, силу нравственного воздействия, образно-духовную связь с богословием соборного разума Вселенской Церкви. Отсюда — искажение обрядов, освящающих основные моменты бытия человека в мире ... обрядовость Западной Церкви оказывается противоречащей сути Откровения Божия о домостроительстве спасения. И венчает все это произвольное [43] вмешательство в область божественного и святоотеческого вероучения, питающиееся высокомерным сознанием собственного, исключительного права авторитарно утверждать частное мнение как всеобщий догмат ... Как видно, внутренняя логика того, что кроется за инвективами Феодосия Печерского, безукоризненна”.

Кириллин В.М. “Слово о вере христианской и латинской” Феодосия Печерского. - Древнерусская литература: Восприятие Запада в XI-XIV вв. М.: Наследие, 1996. Сс. 51-93.

55 “Преп. Феодосий естественно следует логике Разделения, его позиция есть практический результат анафематствований: невозможность общения на уровне церковном закономерно для строго конфессионального, канонического взгляда на мир ведет к невозможности общения на уровне человеческом”.

Я: Феодосий пишет, что еще отец и мать научили его не принимать “веру латинскую”, “и комканья их бегати, и всякого ученья их бегати, и норова их гнушатися” - мыть после них посуду - а раз родители, то это еще до разделения церквей.

Слова Феодосия о том, что католику можно дать пить и есть в православной посуде, только надо потом посуду за ними помыть, Кириллин комментирует: “С удовольствием следует отметить явленное им высокое христианское достоинство, при котором конфессиональная нетерпимость не вела к религиозному фанатизму, оставляя-таки место человеческому состраданию” (57).

Обвинение в питье мочи: “Наблюдения по существу частные в полемическом запале смело обобщались и далее распространялись на все без исключения западное христианство” (59). Мягко сказано, беда только в том, что никаких “частных” наблюдений за тем, как католики пьют свою мочу, Феодосий сделать не мог. Все долгие рассуждения Кириллина о безнравственности папства в 9-11 вв., о варварстве некоторых европейских народов, не отменяют простого факта: обвинения Феодосия все — выдумка либо явление, характерное для маргиналов как Запада, так и Востока.

“Справедливость данного обвинения ... довольно относительна” (65) “Согласно мудрому разумению Церкви Вселенской” - выспренний стиль. Обваинения о еде жира “поверхностны”. “Впрочем, неразборчивость латинян в пище и небрежность в посте могли рассматриваться как сопряженные явления, свидетельствующие об их нравственной испорченности, с чем трудно было примириться” (66).

“Практика индульгенций по существу представляла собой очевидную профанацию таинства покаяния, или даже еретическое отвержение такового” (68) - и ссылку на карловацкий катехизис.

против опресноков - Христос служил на квасном хлебе - “хлеб квасной — это хлеб живой” (74) без всякой рефлексии по поводу сказанного.

не целуют икон и мощей - нет, “этот обычай сохранился в римокатолической Церкви до сего дня, но соблюдается он сдержаннее, чем у православных” (79).

78 “Западная иконография, удаляясь от раннесредневековых образцов, пошла по пути натурализма и произвольного самомышления, эстетики внешней формы и чувственности” на Востоке иконопись “держится эстетики внутренней красоты, иератизма и спиритуализма” (78).

79 “Известно, что в области веры западные христиане — прежде всего духовенство — издавна строили свою жизнь более на основе рационализма и дисциплины в ущерб даже каноническим установлениям Церкви, тогда как веру и жизнь восточных христиан заметно отличает иррациональное тяготение к тайнозрительству и свобода сердечного порыва, правда в рамках церковного Предания и правил”.

о попирании креста ногами 80 “инвективу преп. Феодосия вернее квалифицировать как справедливую не столько по факту, сколько по духу”.

87 - римляне “забыли” обычай давать имена “всегда по святцам или месяцеслову”.

92 - все инвективы справедливы “фактически или по смыслу”

Столярова Л.В. Производство рукописных книг во Франции и России в XI-XIV вв.: сравнительный аспект. - Древняя Русь и Запад. Научная конференция. Книга резюме. М.: Наследие, 1996. Сс. 46-49.

Во Франции в 12 веке 40 тысяч писцов, на Руси не более 1500. Во Франции большинство переписчиков 7-12 вв монахи, на Руси белое духовенство и их дети. Лишь с 14 в. на Руси развивается монастырская книжность, а во Франции уже в 12 в. книги соборов сменяютс монастырскими, университетскими, светскими. “По своему содержанию и в количественном отношении древнерусская рукописная книга XI-XIV вв. соответствует кодексам Франкского государства в период “высокого средневековья” VII-VIII вв.”. - аналогично и дело с иммунитетными грамотами, становление русской культуры отсоит на 4-5 веков от французской.

1070-е: митр. Леонт против опресноков

Мкр 2, 605 пр 30 - сочинения на греческим митрополита Леонта - считаю по Поппе сочинением 1070-х годов, а автра митрополитом Переяславским.

Пересказ у Макария 2 76-80ю

Док-ва на уровне: Мелхиседек принес хлеб, а Хс иерей по чину Мелхиседекову - хлеб жизни, а жив только васной хлеб, не мертвые опресноки -

против поста в субботу, ежедневной литургии в Вел пост - разрыва законных браков клириков - едят удавленину - последнее только филиокве.

митр Георгий пришел в 1062, в 1072 переносил мощи Бориса и Глеба, автор Стязанья с латиною ум до 1077.

1087: перенесение мощей св Николая

включено в праздники Русской Церкви

1089, 4 августа: освящения Успенской церкви КПЛ

1091: перенесение мощей Феодосия Печерского

последняя треть:

Отечественная история. 1993 - 2. Назаренко А.В. Неизвестный эпизод из жизни Мстислава Великого. С. 65-78. Анализ ранее неизвестного в русской историографии сообщения XII века из хроники кельнского монастыря св. Пантелеймона о чуде великомученика Пантелеймона Никомидийского, совершившемся над князем Мстиславом Владимировичем - старшем сыне Владимира Мономаха, и его матерью Гидой, дочерью последнего англосаксонского короля Харальда. Хроника называет Мстислава Харальдом. Сообщение составлено в начале 1120-х гг. Достоверность его подтверждается тем, что один из сыновей Мстислава и его жены, шведки Христины, носил уникальное в княжеской среде крещальное имя Пантелеймон и в 1134 г. основал в Новгороде церковь во имя Пантелеймона. Жена Мономаха была "почетной монахиней" кельнского монастыря. В 1097-199 гг. Мстислав был на грани смерти (его задрал медведь на охоте) и исцелился после видения Пантелеймона. Статья показывает, что и после разделения Церквей 1054 г. между Русью и Западной Европой сохранялись религиозные контакты; наполняется новым смыслом сообщение "Песни об Анноне" XII века о том, что кельнскому архиепископу Аннону (1056-1075 гг.) слали дары "короли" из Греции, Англии, Руси. Впоследствии рассказ об этом чуде на Руси сильно исказился: Пантелеймона сменил Николай Чудотворец.

конец века: Авраамий Ростовский

До 18 лет болел. Исходный посыл - размышления: “У отца моего много богов, а ни один мне не поможет, а у новгородцев — один Бог, и многим подает исцеление. Если бы и мне даровал Он здравие, я стал бы веровать в Него и служить Ему вечно и пошел бы в страну их” - Макарий 2 105. Помолился, выздоровел, тайно ушел на Валаам на Ладоге, пострижен, сменил имя, затем на оз Неро - общежит мнрь -

1095: предание о Евстратии, убиенном от жидов

в Херсоне - в день кончины по пророчеству Евстратия указ греч царя об изгнании из Херсона жидов за притеснения христиан и убийстве их старшин - убит и мучитель Евстратия, другие евреи кретились.

В ПВЛ (работы Данилевского) много сознательных уподоблений героев русской истории героям Библии: князь Владимир сопоставлен с царём Соломоном, победа юноши-кожемяки над печенегом - с победой Давида над Голиафом.

Летописец, описывая Любечский съезд князей 1097 г., вкладывает в уста князей желанием: "Отселе имемся в едино сердце". Это редкий для русской традиции случай использования слова "сердце", - отзвук, видимо, литургического возгласа "и даждь нам единеми усты и единем сердцем".

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова