Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

БОГОЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ

XI ВЕК: АГРЕССИЯ КАК ИЗВРАЩЕНИЕ ТВОРЧЕСКОГО НАЧАЛА

Тёмное Средневековье - нормальная архаическая эпоха. Всё то что стало пугающим мифом о Средневековье, принадлежит как раз Высокому Средневековью с его мощным творческим импульсом, вполне положительным. Четыре объекта агрессии: еретики, евреи, мусульмане, ведьмы.

Долг историка (нравственный и логический) не поддаться риторике агрессии, которая, разумеется, выдавала себя за самооборону. Вдруг из ниоткуда появляются во множестве еретики. Вдруг евреи начинают убивать христианских младенцев. Вдруг именно в конце XI века назревает необходимость дать отпор угнетателям святынь Палестины. Вдруг ведьмы. "Вдруг" массовая паранойя, истерия и агрессия.

Жертвы агрессии достаточно случайны. Их выискивали, они не были самоочевидны, как пытались представить гонители или, напротив, как пытаются сегодня представить люди, ищущие в прошлом аргументы против Церкви, пытающиеся всех, кого гнала Церковь представить носителями высшей истины и творческого духа. Проблема не в том, что репрессии и агрессия обрушивались на творческих людей. Уж ведьмы точно не были особо творческими натурами, потому что ведьма - понятие сугубо фиктивное. Проблема в том, что те люди, которые становились агрессорами, сами-то вполне имели творческий потенциал, только не умели его реализовать правильно. Врагов конструировали, деконструируя при этом прошлые стереотипы культуры, которые позволяли мирно уживаться и с евреями, и с мусульманами, и с "ведьмами", не говоря уж о "еретиках", созданиях столь же фантастических, как сталинские "вредители".

Реальный вопрос - каковы были причины агрессии? Она явно связана с взрывом творческой активности европейцев, с колоссальной антропологической революцией, которая продолжается по сей день. Иногда говорят о демографическом взрыве как о причине крестовых походов, но это объяснение лишь одного феномена, и то сомнительное (далеко не всегда прибавление население ведёт к завоевательным войнам).

Можно осторожно предположить, что в данном случае, как и во многих других, агрессия была извращением творческой энергии, которая не могла реализоваться вполне. Ребёнок бьёт посуду, потому что не смеет ударить родителей. Европейцы били евреев, мусульман, "еретиков", "ведьм", потому что не только не смели ударить настоящего противника, но даже не понимали, что им на самом деле мешает. А мешало жёсткое иерархическое устройство общества.

Мешало извращённое положение веры в социальной жизни, когда Царство Божие заключило союз с кесарем.

Мешал страх быть собой, неумение быть собой - ведь не было ни языка, ни изобразительных средств, ни музыки, которые есть сегодня, которые помогают более свободному и полному взгляду на мир и себя. О, конечно, каждая эпоха самоценна - как и каждый возраст. Однако, рисунки ребёнка это рисунки ребёнка, они отражают незрелое сознание, как и его отношения со взрослыми. Не только Средневековье было детством человечества, но именно в Европе XI века детскость начала переходить в зрелость и вступила в конфликт с репрессивными социальными механизмами.

 

 
 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова