Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Свящ. Яков Кротов

ВИЛЬГЕЛЬМ НОРВИЧСКИЙ

Панченко о легенде о В.Н. как части "кровавого навета", 2010. См. антисемитизм.

Юлия Штутина: реферат книги Роуз о Вильяме Нориджском, 2016.

Вильгельм (Уильям) Норвичский. Двенадцатилетний мальчик, изуродованное тело которого нашли в лесу под Норвичем 26 марта 1144 года. Когда в наши дни встречаются такие страшные находки, все думают о сексуальных маньяках; тогда грешили прежде всего на евреев. В жертвы ритуальных убийств (якобы распинают христианских невинных младенцев или просто вытягивают из них кровь для приготовления пасхальной мацы) народная молва записала и Уильяма, и - в 1255 году в Линкольне - девятилетнего «крошку Хью» (его призывает как святого аббатиса из поэмы Чосера), и двухлетнего Симона, якобы замученного врачом-иудеев в Тренто (Северная Италия) в 1475 году). Слух о том, что Уильям - жертва ритуального убийства (то был первый случай подобного суеверия), стал распространяться лишь через пять лет после его гибели, когда уже проверить ничего было нельзя. Он почитался местно святым, хотя церковные власти - начиная с римских пап - постоянно и жестко отрицали принципиальную возможность совершения иудеями подобных убийств. В данном случае овцы не желали слушать пастырей, а жаждали крови - и, в случае с «крошкой Хью», ее получили: тогда было запытано и повешено несколько евреев, якобы его распявших. Примечательно, что в данном случае православный Восток совершенно неотличим от католического Запада: и здесь совершенно так же и тогда же обвиняли евреев в ритуальных убийствах. Можно, правда, ссылаться на то, что культ Гавриила Заблудовского возник хотя и среди православных, но на территории в целом католической, - однако с конца XIX века этот культ прочно утвердился в самом центре России, мощи Гавриила были перенесены в собор Василия Блаженного. Так что разделение Церквей - разделение в добре, а в грехе никакого разделения Церкви нет и одинаково воняют грехи католиков и православных. Одинаково архипастыри боролись с этим суеверием, неслыханно извращающим религию Ветхого Завета: на Западе в 1965 г. был деканонизирован Симон, в России митрополит Филарет Московский сопротивлялся канонизации Гавриила, православные богословы в 1913 году защитили всех иудеев от обвинений в ритуальных убийствах («дело Бейлиса»). Но все же Уильям значится и в современном словаре католических святых, указана его память - 24 марта. Остается в святцах (православных) и Гавриил. Эти дни памяти - не для молитв этим святым, а для молитв Спасителю о просвещении заблудших, об очищении Церкви от мрака лжи, злобы и неведения.

 
 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова