Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

БОГОЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ

СЛОВАРЬ СВЯТЫХ

БЕРНАР КЛЕРВОССКИЙ

Сочинения:
О благодати и свободе воли. На Песнь Песней.

Похвала новому рыцарству.

О нем: Вл. Соловьев; О нем Омэнн, 1994.  Клестов, 2000.

Браг о смирении в его концепции, 1999;

См. историю философии. 12 век.

Кротов:

1128 год: Бернард в защиту тамплиеров

XII век: Бернар Клервоский о любви.

Полемика Бернара Клервосского с Абеляром о свободе воли.

* * *

Бернард Клервосский (Bernar de Clairvaux ) (1090, Фонтенэ под Дижоном, - в Клерво, 20.8.1153). В 22 года этот бургундский аристократ принял монашество в новооснованной обители Ситэ; он убедил четырех своих братьев (которые почитались «блаженными») и двадцать семь друзей уйти в монахи вместе с ним. Бернард фактически стал основателем цистерцианского (траппистского) ордена. В 1115 г. он был послан основать новый цистерцианский монастырь в Клерво в Шампани — в результате его деятельности у этого монастыря появилось шестьдесят шесть "дочерних" обителей. Цифра эта кажется немыслимой, но надо помнить, что Бернард никогда не действовал в одиночку, всегда был окружен соратниками. Клерво было основано на земле его дяди, виконта Дижонского, и отправился он основывать монастырь вместе с четырьями братьями, дядей и двоюродным братом. Аристократически изысканный и даже нежный, обаятельный Бернард превращался в льва, когда он публично обрушивался на Абеляра, Жильбера Порретанского, Арнольда Брешианского, с богословием которых не соглашался, обличал разврат духовенства или защищал евреев от погромов. Большинство современных Бернарду иерархов смотрели на его энтузиазм (не всегда щепетильный в выборе средств) с некоторым скепсисом. Бернард не отличался крепким здоровьем, но, тем не менее, много путешествовал. Бернард как монах относится к чину преподобных и сам он говорил, что стремится из Царство Неподобия в Царство Подобия. Удивительно не то, что Бернард, с его рыцарским темпераментом, активно проповедовал Второй крестовый поход, не то, что у него были недоразумения в отношениях с римской курией, а то, что все-таки он нашел с курией общий язык. Впрочем, по вопросу о крестовом походе с Бернардом был явно несогласен Кое-кто поважнее иерархов: поход потерпел сокрушительную неудачу. Он дружил с основателем ордена премонстрантов Норбертом, и даже аббат Клюнийского ордена, которому противопоставлял себя орден цистерцианцев, был убежден Бернардом в необходимости кое-что изменить в жизни клюнийцев. Бернард был одним из вдохновителей созданного в 1128 году ордена тамплиеров, в которых он видел “христианскую милицию”, призванную охранять завоевания крестоносцев в Палестине, он проповедовал крестовый поход. Воинственность Бернарда, однако, была не дополнением к политической воинственности, а противоположностью ей, и святой подчеркивал, что крестоносцы всем отличны от обычных рыцарей, поднимают меч не из эгоизма, не для грабежа. Конечно, это была утопия, но важно уже то, что из уст Бернарда раздалось осуждение “обычного” воинственного духа. В 1130-1138 годах Бернард активно участвовал в церковной политике: в Церкви произошел раскол, было избрано одновременно два папы, и он со всей силой убеждал европейских светских и церковных владык принять сторону папы Иннокентия II. Речь шла не просто о двух людях; Иннокентий II воплощал новое в Церкви, его противник — закостеневшую традицию, обращенную в прошлое. Правда, Бернарду было дано полной чашей испить горечь разочарования: папа, которого он защищал, так и не смог взойти на престол, пока его соперник не умер. В сущности, поражением оказалась и попытка Бернарда проповедью победить появившихся на юге Франции альбигойцев. Знаменитого оратора сходились послушать лишь те, кто и так был верным католиком, а презиравшие Церковь за разврат духовенства представители другой религии и на Бернарда глядели через призму ненависти, оставаясь глухими к его блистательным речам. Бернард сам видел и обличал пороки современных ему христиан. Он сравнивал аббата Сугерия, всячески украшавшего монастырь Сен-Дени, с греческим божеством Вулканом, выковывающим все новые (и лишние) украшения для Церкви. Его запал реформаторства включал в себя отталкивание от того, что он считал недопустимой для монахов «пышностью», а его старшие собратья – богоугодной величественностью богослужения. За переменой эстетического вкуса крылось начало новой духовности, менее склонной к жизни напоказ, для общества. Но уже вскоре Бернард сам оказался архаичен: например, он считал незрелой, младенческой любовь ко Христу как к младенцу, а уже через полвека Франциск Ассизский соединял любовь ко Христу Распятому с любовью ко Христу Новорожденному. На Западе Бернарда прозвали “последним Отцом”; к счастью, современники ошибились, последним он оставался недолго, но святоотеческим было в нем стремление раскрыть Библейское Откровение для своих современников. В его мистическом опыте главным было переживание близости Бога, невозможное без смирения. Канон. 1174, в 1830 провозглашен учителем Церкви (его обычно называли “Медовым”, т.е. “сладчайшим” учителем — “doctor mellifluus”). PL, 185; Butler, 20.8. Память 20 августа.

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова