Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Яков Кротов

СЛОВАРЬ СВЯТЫХ

 

Фома (Томас) Бекет (р. 21.12.1120 в Лондоне - 1170 там же). В правление английского короля Генриха II Бекет был государственным канцлером, верным слугой короля, а в 1162 г. Генрих сделал его архиепископом Кентерберийским, возглавляющим церковь во всем королевстве. В конце того же года Бекет отослал королю печати, бывшие знаком его канцлерства, в знак отставки со светской поста. Это событие было последней точкой в том, что некоторые люди называли “обращением”: когда Бекет стал, при помощи короля, главой Английской Церкви, он резко изменился. Был обходительный придворный, принимал участие в королевских охотах — начал умерщвлять плоть, заниматься самобичеванием (это обнаружили лишь после его смерти). Начал заниматься благотворительностью, в чем раньше замечен не был, все больше молился и говорил о духовном со своими образованными и ратовавшими за обновление Церкви клириками. Вряд ли только назначение было этому причиной: поручили человеку роль и он в нее вжился. Ведь Томас не был светским человеком и раньше: он учился богословию во Франции и Англии, носил титул архидиакона. Но раньше центром тяжести для него был королевский двор, теперь же — Царство Небесное. Защищать права Церкви Бекету пришлось на юридической почве. Король пытался добиться от него подписи под законами, которые превращали Английскую Церковь в королевскую вотчину. Только с разрешения короля, к примеру, епископ мог съездить в Рим. Запрещалось отлучать членов королевской семьи от Церкви, что бы они ни совершали. Бекет был готов пойти на компромисс: пусть законы действуют, но наотрез отказался поставить свою подпись, закрепив беззаконие навеки. В 1164 году король устроил над ним суд, который, разумеется, Томаса осудил. Ему удалось бежать во Францию благодаря помощи народа и священников. Епископы же предали Бекета и подписали все, что приказал им король; тогда Бекет отлучил епископов. В декабре 1170 года королю из политических соображений пришлось дать Бекету разрешение вернуться. Народ встретил его с триумфом. Епископы обжаловали свое отлучение Папе и отказались принести Бекету присягу как митрополиту. Король, однако, запретил Бекету покидать пределы его епископства и как-то публично обмолвился: “Неужели никто не избавит меня от этого противного попа?” В полдень 29 декабря 1170 года четверо рыцарей, приближенных короля, прошли в дворец архиепископа. Бекет разговаривал с клириками. Придворные начали обвинять его в том, что он отлучил королевских советников без разрешения короля, ссора шла несколько часов. Настал час вечернего богослужения, Бекет пошел в собор, где собирались монахи, а рыцари отправились домой за оружием. Бекету посоветовали запереть двери. Он отказался. Архиепископ и его свита были в северном приделе у алтаря, посвященного святому Бенедикту. Рыцари вошли в храм и попытались выгнать архиепископа на улицу, явно для того, чтобы не убивать его в священном месте. Бекет прижался спиной у огромной колонне, поддерживавшей хоры. Рыцари вновь затеяли бесполезный спор о том, что Бекет напрасно отлучил архиереев и должен их простить. “Я могу их простить, — ответил Томас, — только после того, как они исправятся”. — “Тогда прими заслуженную тобою смерть”, — сказал кто-то из четырех. — “Я готов умереть за моего Бога, если благодаря этому Церкви вернут свободу и мир”. Рыцари зарубили его среди вспышек факелов и бежали. Только после этого монахи решились приблизиться. Они бережно собрали кровь Бекета и похоронили его в мраморной гробнице. Butler John. The Quest for Becket’s Bones: The Mystery of the Relicks of St. Thomas Becket of Canterbury. New Haven: Yale UP, 1995. Pp. 180. Память 29 декабря.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова