Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

СЛОВАРЬ СВЯТЫХ

Андрей Боголюбский (1111- 29 июня 1174). Внук Владимира Мономаха и сын Юрия Долгорукого от брака с половчанкой. Государственная деятельность Андрея была бурной, но в целом он замыслил сделать больше, чем удалось. В 1154 году отец, став великим князем Киевским, дал Андрея в удел Вышгород, но Андрей отправился на север, в Суздальскую землю, и здесь в 1159 году основал город, назвав его Боголюбов, где и устроил себе резиденцию. Самого Андрея прозвали Боголюбским, потому что среди прочих русских князей он выделялся энергичным благочестием: сам сочинял проповеди и молитвы, в благодарность за победы устанавливал церковные праздники, возвёл более тридцати каменных церквей. Он построил Успенский собор во Владимире с таким расчётом, чтобы здание поражало великолепием и инаковерующих, послов и купцов из-за рубежа. Андрей жаждал независимости и власти. Поскольку всякое политическое действие он привык соединять с церковным, то стал добиваться обособления Владимирской земли в отдельную митрополию. В 1167 г. Патриарх Константинополя сделал епископом Владимирским кандидата Андрея, но титула митрополита не дал. Более того, в 1169 году этого епископа вызвали на суд в Киев и казнили; неясно, был ли он в чём-либо виноват, но ясно, что казнившие епископа хотели продемонстрировать свою силу князю Андрею. Андрей использовал это для нападения на Киев. Город был сожжён, разграблены его церковные сокровища, причём Андрей считал, что это всё — справедливое наказание за грехи киевлян. В том же году Андрей напал на Новгород, но тут получил отпор (новгородцы считали, что войска Боголюбского были прогнаны самой Божией Матерью, икону Которой вынесли на стену). Всё же князь сумел продемонстрировать свою власть и Новгороду, и Волжской Булгарии, против которой в 1172 году устроил победоносный поход. Но за эти успехи была заплачена страшная цена: умер возглавлявший поход на Волгу сын Андрея Мстислав. Победив внешних врагов, князь не подозревал, что среди его приближённых зреет заговор, и в ночь на 30 июня 1174 года был убит в собственном Боголюбовском дворце. Он пытался сопротивляться, а если бы уцелел, жестоко бы расправился с бунтовщиками, и этим резко отличается от страстотерпцев Бориса и Глеба (меч св. Бориса висел всегда у Андрея в изголовье). Тем не менее, в народе разглядели в Андрее нечто светлое и стали его почитать святым, простив ему жестокое разграбление киевских святынь, властолюбие, алчность, подчинение Церкви политике, воинственность, — всё то, что не смогли простить ему домашние, ставшие убийцами. Понять, что же именно привлекло к Андрею народную память (многие князья гибли от заговоров, да не всех почитали святыми, далеко не всех) можно, если вспомнить, что именно Андрей установил на Руси праздник Покрова Богородицы и построил первый храм, посвящённый этому празднику — Покрова на Нерли, который был виден из окна Боголюбовского дворца. Гармония, которой дышет храм, не доказывает, конечно, что Андрей был святым, это вообще недоказуемо, но вполне показывает, что не мог он быть только фарисеем и агрессором. А всё остальное, чему посвятил жизнь Андрей — Боголюбово, княжение, завоевания — исчезло. Автор жития Андрея настойчиво сопоставляет обстоятельства его гибели со смертью Христа: убийцы-де восстали против него "якоже Июда на Господа", Андрей назван "агнцем непорочным", в его уста вложены предсмертные слова Иисуса (Лк. 23, 46). Более того: книжник утверждает, что убийцы отсекли Андрея правую руку (а в одном из вариантов жития даже добавлено совсем уж по-евангельски: "отсече ему руку десную и копием ребра ему прободе", хотя на самом деле была отрублена левая рука. Удар меча становится подобием удара копьем.

Забелин И.Е. Следы литературного труда Андрея Боголюбского. - Археол. изв. и заметки. М., 1895, № 2-3. Филипповский Г.Ю. “Слово” Андрея Боголюбского о празднике 1 августа. - В кн.: Памятники истории и культуры. Ярославль, 1893, вып. 1. Hurwitz E.S. Prince Andrej Bogoljubskij: The Man and the Myth. Firenze, 1980. Филипповский Г.Ю. Андрей Юрьевич Боголюбский. В кн.: Словарь книжников и книжности Древней Руси. XI - первая половина XIV в. Л., 1987. С. 37-39. Память 4/17 июля.

Hurwitz, Ellen Stiskin. Prince Andrej Bogoljubskij: the man and the myth. - Firenze : Licosa editrice, 1980.

Hurwitz, Ellen Stiskin. Andrej Bogoljubskij. - ..., 1974.

Hurwitz, Ellen Stiskin. Andrej Bogoljubskij: policies and ideology (диссертация). - [N. Y.], 1972.

Повесть об убиении.

- и церковь, очерк Буданова, 2001;

Воронин Н.Н. Андрей Боголюбский. М.: Водолей, 2007. 321 с.

Карпов А. Юрий Долгорукий. М.: Молодая гвардия, 2006. 465 с.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова