Кирилл Туровский (до 1182 г.) Епископ Турова, прославившийся на века своими письменными поучениями
- самый плодовитый и самый популярный из всех средневековых русских проповедников.
Проповедь - жанр устный, "письменная проповедь" - уже и не совсем проповедь,
а скорее "эссе", "размышление", в ней Дух Святой прокладывает
Свой путь не только через сопротивление живых сердец говорящего и слушающих, но
через сопротивление мертвых букв. Поэтому проповеди св. Кирилла полны парадоксов
и неожиданностей. В самой знаменитой своей "беседе" он использовал древнее
сравнение тела с глазом, а души с двигателем (мертвое тело уподобляется хромому,
а душа без тела - слепому), чтобы описать гордого и корыстного человека как странную
состыковку тела и души, в котором единства не достигается. Тело спотыкается, душа
заблуждается, - еле-еле умудряются они договориться друг с другом, чтобы обкрадывать
Бога и людей. Как призвать людей к блаженной гармонии? Кирилл смело говорит о
том, что Древо Жизни растет не в раю, а на земле, что плоды его доступны всем
и спасительны: корень этого дерева - вера, ветвей у него - неичислимое множество:
"слезы, пост, молитва чистая, милостыня, смирение", на них же плоды:
"любовь, послушанье, покорение, нищелюбие, - мнози бо суть путье спасения".
Кирилл еп. Творения Кирилла, епископа Туровского, с предварительным очерком истории
Турова и туровской епархии до XIII века. Киев, 1880. 296 с. Виноградов. О характеристике
проповеднического творчества Кирилла, архиепископа Туровского // Памяти 100-летия
Московской Духовной Академии. Ч. 2. Сергиев Просад, 1915. Память 28 апреля/11
мая.
Загадка: на титульном листе цитата из Кирилла, которую Лесков (издатель брошюры) с восторгом процитирует в повести "Владычный суд" - вот, мол, святой молился обо всех. Но этой цитаты в тексте самой книги нет!
|