Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Адальберт (Альберт) Льежский (ок. 1166-24.11.1192). Сын герцога Брабантского Годфруа III, Альберт рос в Лувенском замке, предназначенный родителями для церковной карьеры. В идеале он должен был стать епископом соседнего Льежа. Правда, герцогов и графов было больше, чем епископских кафедр, так что могли найтись и соперники: на Лувен, в частности, претендовали графы Эно. Уже в двенадцать лет Альберт получил в формальное владение должность каноника со всеми причитывающимися доходами. А вот став взрослым, он сделал остающийся необъяснимым резкий поворот: в 1187 году обратился к Болдуину IV, графу Эно, врагу своего рода, с просьбой принять его в рыцари. Болдуин согласился. От церковной должности Альберт отказался. Через несколько месяц он "взял крест", но в Святую Землю, однако, не отправился. Что-то еще раз изменилось, и в следующем году Адальберт оставил рыцарскую забаву и стал архидиаконом в Брабанте. В 1191 году умер епископ Льежа. На освободившееся место, кроме Альберта, был выдвинут еще один Альберт — кузен Болдуина, тоже диакон. Священники Льежа большинством проголосовали за Альберта. Тогда его соперник подал апелляцию императору Генриху VI. А император поступил неожиданно: объявил, что оба кандидата отклоняются и назначил епископом собственного канцлера. Альберт отправился в Рим. Папы к тому времени уже более века воевали с немецкими императорами за право назначать епископов. На что способна власть, было известно, и Альберт ехал, переодевшись слугой, так что в одной гостинице ему пришлось чистить ботинки хозяину. Папа Целестин III подтвердил право Альберта на епископство. Тот вернулся в Германию, точнее, в Реймс, и здесь был убит рыцарями Генриха. Его с честью похоронили в соборе, императору в конце концов пришлось принести покаяние, а его ставленник бежал из Льежа. К лику святых Альберт был причислен в 1612 году, когда его останки торжественно перевезли из Реймса в кармелитский монастырь в Брюсселе. Правда, после Второй мировой войны, когда Реймсский собор был разрушен, реставраторы обнаружили, что в 1612 году произошла ошибка: духовенство неправильно прочитало полустертые надписи и отправило в Брюссель останки не Альберта (они остались на месте и уцелели), а короля Одальрика. Реймсский епископ заявил, что обещание есть обещание, а не клочок бумаги, даже, если прошло триста лет — и произошел торжественный обмен костями с Бельгией. Эта трогательная путаница кажется достойным завершением истории Альберта, который и сам, видимо, не всегда был вполне уверен, кто он и к чему призван. Когда же его призвание — если таковым считать епископство — вроде бы осуществилось, Господь положил конец его земной жизни. Butler, 21.4; E. de Moreau. St Albert de Louvain. 1906; David. Histoire de St. Albert de Louvain. 1848. Память 21 ноября.

 

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова