Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Яков Кротов

Заметки к истории Церкви

История Русской Церкви в XII веке

 

Мусин, 2000: этапы христианизации: в Ладоге заканчивается в 1105-1114 г., в середине 12 в. возводится 4 каменных храма. Появляются два каменных памятных креста (Стерженский и Лопастицкий). Берестяные грамоты 220 и 6409 упоминают духовенство в Полужье и Поплюсье. Но еще в середине 12 в. канонические памятники упоминают в Новгородской земле некрещеных чухонцев и славян, для которых разный срок оглашения перед крещением. В начале 12 в. идет колонизация славянами Ижорского плато - Ливонская хроника злорадно отмечает, что русские больше заботятся о дани с язычников, чем об их обращении в христианство - Мусин полагает, что это связано с веротерпимостью славян. Но в 13 в. тут организуется погостная система. Первый каменный храм в Копорье 1296 г.

В 112 погреениях в 85 могильниках найден 131 предмет личного благочестия, в т.ч. 17 типов крестов, 10 типов иконок, 3 типа амулетов-змеевиков (Мусин, 2000, 253). Змеевики обычно - часть городской культуры.

Век княжеской утопии: Андрей Боголюбский и его деяния как утопия символизма, Николай Святоша как символизм реальный - на уровне личности, а не социума.

Авраамий Смоленский - итог века - проблема в том, что о нем ничего неизвестно содержательно, но есть Смолятич и Кирилл Туровский, которые раскрываются то, о чем умолчено в житии Авраамия - мы от первого лица узнаем, как переживалось Откровение Библии людьми той эпохи, и видим, что главное - глубоко персональное восприятие - что для меня две лепты значат - отсюда аллегоризм. Отсюда и отрицание человечества Христа у Кирилла Туровского (в повести о душе и теле) - результат самого первого знакомства не с Христом, а с безднами собственной души.

Анисимова О.М. “Слово Даниила Заточника” и поэзия вагантов. - Древняя Русь и Запад. Научная конференция. Книга резюме. М.: Наследие, 1996. Сс. 80-83.

Сходство с вагантами: прославление книжной премудрости, совмещение высокого и низкого, книжного и фольклора, обличение злых жен, неустроенность в жизни, личное достоинство, обличение богатства, прославление щедрости, критика духовенства. Различие: одинок, мягче к мирским радостям, нет усиленного противопоставления кабака церкви, так как не было западного аскетизма в миру.

1103 - князья, выступая в поход против половцев, “обеты вдаяху Богу и Матери Его, ов кутьею, ов же милостынею убогим, инии же монастырем требованья”.

1104-1106 - паломничество в Иерусалим иг. Даниила.

1107 - вел. кн. Святополк, победив половцев, приходит в КПЛ с благодарственной молитвой.

1108 - канонизация преп. Феодосия Печерского. На соредства кн. Глеба Всеславича поставлена каменная трапеза и церковь.

1109, ранее (усл. 1106) - в Новгород прибывает Антоний Римлянин (умер 1147). Для обеспечения монастыря купил с. Волховское за 100 гривен, за 70 гривен ловли.

1111 - при походе против половцев князья целовали крест, а Мономах велел священникам ехать перед полками и петь тропари Кресту и канон Богородице. После побед в сражении 24 и 27 марта служились благодарственные молебны.

1119 - Анастасия Ярополковна, вдова умершего в этом году минского кн. Глеба Всеславича дает ПЛ 100 гривен серебра, 50 золота. В Новгороде кн. Всеволод Мстиславич ставит каменную Георгиевскую церковь в Юрьевском монастыре (в 1130 - или 1128-1132) этому же монастырю пожертвовано им же и его отцом вел. кн. Мстиславом Владимировичем село Буице.

1124, 23 и 24 июня - пожар в Киеве, во время которого сгорело 600 церквей (дешевые, домовые).

1127 - вел. кн. Мстислав хотел исполнить крестное целование и отомстить черниговскому кн. Всеволоду Ольговичу за расправу с Ярославом Муромским, но иерейский собор в Киеве (митрополита не было) убедил его примириться; “Легче нарушить крестное целование, нежели проливать христианскую кровь; грех твой мы примем на себя”.

1134 - в Новгороде митр. Мстислав протестует против войны Мстиславичей (Мономаховичей) с Юрием Долгоруким (Ольговичем), за что был посажен в тюрьму. Освободили его после поражения Мстиславичей, которые с тех пор отождествляли митрополитов-греков с поддержкой противной им партии.

1135 - митр. Михаил по желанию вел. кн. Ярополка пишет послание в Новгород с призывом не бунтовать, угрожая отлучением. В Киев из Новгорода было посольстсво (в т.ч. юрьевский игумен Исайя) с миром.

1136 - вел. кн. Ярополк при приближении Ольговичей к Киеву “ни створи кровопролитья, но убоявся суда Божия, сотворися мний в них, по рекшему “Любите враги ваша”, заключил с Ольговичами мир, отдав им и свою вотчину, Курск (несмотря на протесты своих братьев).

1136 - Уставная грамота кн. Ростислава Мстиславича Смоленской епископии.

1139 - митр. Михаил выступает послом от вел. кн. Вячеслава к Всеволоду Ольговичу, осаждавшему Киев, и убедил последнего снять осаду. Правда, тот же Макарий говорит, что Вячеслав добровольно отдал Киев Всеволоду, а сам удалился в свой Туров, “противу не изыде, не отя крове пролияти, но створися мний”.

1142, ок. - умирает св. Никола Святоша (Святослав). - Постригся в 1106, на его средства поставлена Троицкая церковь ок. 1108 г.

1146 - после смерти вел. кн. Всеволода его брат Игорь Ольгович был свергнут киевлянами и внуком Мономаха Изяславом Мстиславичем, принял постриг. Когда Ольговичи вступились за Игоря, киевляне, сопротивляясь им, прежде всего убили в Федоровском монастыре Игоря, вытащив из храма во время молитвы.

1147, 22 июля, день св. Пантелеимона - в Киеве собор шести русских епископов (меньшинство из трех протестует) ставит в митрополиты инока Зарубского монастыря Климента Смолятича, по желанию вел. кн. Изяслава-Пантелеимона II Мстиславича. Поставлен “главою папы Климента”. Начало раскола в Русской Церкви (до 1167). 9 лет Климент не поминал Кпльского патриарха. Внимание: по Макарию: 2, 290 - это было 27 июня.

1147 - основание Троицкого монастыря в Вологде киевлянином Герасимом.

1148 - Нифонт Новгородский возглавляет посольство новгородцев к Юрию Долгорукому, освящает тут церковь, ему отданы новгородские пленники, хотя мирный договор заключен и не был.

1148 (9?) - Нифонт вызван в Киев вел. кн. Изяславом и митр. Климентом, заключен в КПМ. Юрий Долгорукий захватывает Киев, освобождает Нифонта. Климент и Изяслав бегут во Владимир Волынский, но вскоре возвращаются.

1150 - перенесение из Киева в Чернигов мощей Игоря Ольговича.

1155, 20 марта - Юрий Долгорукий становится великим князем. Он изгоняет во Владимир Волынский Климента с детьми кн. Изяслава, просит митрополита в Кпле и получает (Константина).

1155 - по Макари. ок. 1162 - Андрей Боголюбский просит патриарха Кпля поставить особого митрополита Ростову и Суздалю Феодора, тот отказывает под предлогом неизменяемости границ епархий. Патриарх обвинил Феодора в порицании монашества и заявил: “Брака убо вышши есть и много честнейшее девство”. В этом же 1155 году Андрей переносит из Киева во Владимир икону Богородицы из женского Вышгородского монастыря, куда она была привезена ок. 1131 из Кпля (Вышгород - вотчина Андрея).

1156 - Андрей Боголюбский смещает с ростовской кафедры еп. Нестора (или 1157? за то, что не дозволял разрешать пост Среды и Пятницы, кроме как в Рождество и Богоявление). Киевский собор 1161 оправдывает Нестора, но все же Андрей назначает на его место еп. Льва (которого затем дважды смещает с кафедры без церковного суда). Летом 1156 в Киев прибывает новый митрополит Константин: принятый с честью Юрием Долгоруким.

1158 - после смерти в 1157 г. Юрия Долгорукого его преемник Изяслав Давидович был изгнан из Киева сыновьями Изяслава Мстиславича, престол занял их дядя Ростислав Смоленский. С кафедры устраняются и Климент Смолятич, и Константин, просят нового митрополита.

1159 - ростовцы прогоняют от себя еп. Льва, “зане умножил бяше церкви, грабяй попы”. Леон проповедовал, что пост среды и пятницы вообще нельзя ослаблять, причем это учение стали называть ересью. Лев отправился в Киев, затем в Византию и там исчез.

1159. В Чернигове умер укрывшийся там митр. Константин, грек, поразивший всех завещанием, в котором просил не погребать тела, а, привязав, вытащить из города и бросить собакам. Епископ исполнил завещание, тело четыре дня лежало, говорили, что шла буря. Мстислав Изяслав просил у Бога прощения за вражду к покойному. Потом все же похоронили нормально.

1160-1, около - собор по делу ростовского еп. Нестора, оправдавший его.

1163 - после смерти грека митр. Феодора вел. кн. Ростислав вновь решил вернуть Климента и просил в Кпле его благословить, но там назначили Иоанна. Конец 17-летней церковной смуты; кн. Ростислав после “даров” от басилевса принимает митр. Иоанна IV. Ростислав писал, что “если вперед без нашего ведома и соизволения патриарх поставит на Русь митрополита, то не только не примем его, а постановим за неизменное правило избирать и ставить митрополита епископам русским, с повеления великого князя”.

1164, 15 мая - в Ростове обретение мощей Исайи Ростовского и Леонтия.

1164, 1 августа - победа Андрея Боголюбского над болгарами, басилевса Мануила над сарацинами, установление праздника кресту.

1165 - строительства храма Покрова на Нерли.

1168 - кн. Святослав Черниговский смещает еп. Антония за отрицание возможности прекращать пост в великие праздники по средам и пятницам. В том же году архим. КПМ Поликарп разрешил пост ослаблять для всех праздников. Киевский собор о посте, на который собралось 150 человек. Митрополит считал, что пост нельзя ослаблять, кроме Рождества и Крещения - точка зрения и тогдашних византийцев. Определенного решения собор не принял Поликарп был запрещен в священнослужении. В разорении Киева в 1169 Боголюбским видели наказание за неправду митрополита. Андрей Боголюбский ставил вопрос о смещении митр. Константина и самостоятельном избрании митрополита, но безуспешно. Суздальский иг. Феодор, представитель Андрея Боголюбского, отправился в Кпль и там добился поставления. Он вернулся в Ростов, но не был признан в Киеве и в Ростове. Его обвинили в хуле на святых, Богородицу, Бога, в том, что он распинал людей, отсекал руки и ноги, выжигал глаза, кого-то варил в котле.

1169 - еп. Феодор был выдан кн. Андреем в Киев на суд митрополита-грека Константина I, обвинен в снисходительной тенденции разрешать в дни великих праздников пост сред и пятниц, приговорен: “повеле ему язык урезати, яко злодею и еретику, и руку правую утяти, и очи ему выняти, зане хулу измолви на св. Богородицу”. Наконец, ему отрубили голову. Казнен как еретик.

1169 - войска Боголюбского и 11 князей три дня грабили Киев.

1170, 27 ноября - чудо Богородицы при осаде Новгорода суздальцами, утсановление Иоанном еп Новгороскитм празднования.

1171 - Андрей Боголюбский берёт Киев: “церкви обнажиша иконами и книгами и ризами, и колокола изнесоша вси, и вся святыни взята быша”.

1173 - в Иерусалиме ум. преп. Евфросиния Полоцкая.

1174, ок. Основание Хлынова на Вятке новгородцами. Смерть Андрея Боголюбского.

1175 - племянник Боголюбского Ярополк занимает владимирское княжение, причем ограбил владимирскую церковь.

1176 - рязанский кн. Глеб и половцы разграбили Боголюбов и его святыни.

1182 - смерть св. Кирилла Туровского (уход с кафедры).

1183 - конфликт вокруг замещения Ростовской кафедры: митр. Никифор ставит грека Николая “на мзде”, вел. кн. владимирский Всеволод Юр. его не принимает и просит иг. Луку и митрополит вынужден был уступить давлению (давил и киевский вел. кн.), причем Николай получил кафедру, в Полоцке. Летописец: “Несть бо достойно наскакати на святительский чин на мзде, но его же Бог позовет и святая Богородица, князь восхочет и людье”.

1186 - смерть Никиты, столпника Переяславля Залесского. (Брал неправедную мзду, собирая дани, раскаялся после слов Ис 1, 16-21 “Измыйтеся и чисти будете”.

1192 - обретение мощей Всеволода-Гавриила Псковского.

1193 - избрание в Новгороде архиепископа по жребию из трех кандидатур (ввиду разногласий).

1195 - грамота митр. Никифора II вел. кн. Рюрику Ростиславичу: “Мы есмы поставлены в русской земле от Бога востягивати вас от кровопролитья”. В связи с тем, что киевский кн. Рюрик отдал несколько волостей зятю волынскому кн. Роману Мстиславичу (целовав крест), а суздальский вел. кн. Всеволод требовал этих же городов. Рюрик, по настоянию митрополита, передал волости Всеволоду, а митрополит взял на себя нарушение крестоцелования.

В низовьях Двины с 11 в. латыши были в подданстве у полоцких князей (княжества Герцике и Кукейнос). В конце 12 в. полоцкий князь Владимир разрешил августинианцу немцу Мейнгарду проповедовать Евангелие.

Кукша (XIII). Монах Киево-Печерского монастыря, о котором сохранилось лишь краткое известие, что он проповедовал Евангелие среди вятичей и там погиб вместе со своим учеником Никоном. Св. Симон, составлявший Печерский патерик, не стал подробно о нём писать, но всё же не удержался и оставил несколько слов: “Не могу умолчать о ... Кукше ... прогонял бесов, крестил вятичей, дождь свёл, иссушил озеро”. Это, конечно, не сухой перечень подвигов, а поэзия, в которой, как и вообще в Библии, вода символизирует дух жизни. Четыре действия поставлены симметрично: крещение вятичей отзывается в образе дождя, низведённого на землю молитвой святого; как дождь с небеса, стремительный и весёлый, возрождает засохшую землю, так вода крещение возрождает истомившуюся душу. И, что бы ни таилось за преданием об “иссушенном озере”, этот образ перекликается с упоминанием изгнанных бесов: стоячая, тёмная вода бездонных озер, оставшихся после древних ледников, спокон веку напоминала о застылости, параличности бесовщины и греха. Память 27 августа/9 сентября, соборная 28 сентября/11 октября.

1134: основание в Новгороде Пантелеимонова монастыря

С 1169 года мнрь св Пантелеймона на Афоне становится собственностью русского мря Ксилургу - см. : Акты русского на св. Афоне монастыря св. великомученика и целителя Пантелеймона. Киев, 1873. N 7.

Отечественная история. 2-1993 Назаренко А.В. Неизвестный эпизод из жизни Мстислава Великого. С. 65-78. Анализ ранее неизвестного в русской историографии сообщения XII века из хроники кельнского монастыря св. Пантелеймона о чуде великомученика Пантелеймона Никомидийского, совершившемся над князем Мстиславом Владимировичем - старшем сыне Владимира Мономаха, и его матерью Гидой, дочерью последнего англосаксонского короля Харальда. Хроника называет Мстислава Харальдом. Сообщение составлено в начале 1120-х гг. Достоверность его подтверждается тем, что один из сыновей Мстислава и его жены, шведки Христины, носил уникальное в княжеской среде крещальное имя Пантелеймон и в 1134 г. основал в Новгороде церковь во имя Пантелеймона. Жена Мономаха была "почетной монахиней" кельнского монастыря. В 1097-199 гг. Мстислав был на грани смерти (его задрал медведь на охоте) и исцелился после видения Пантелеймона. Статья показывает, что и после разделения Церквей 1054 г. между Русью и Западной Европой сохранялись религиозные контакты; наполняется новым смыслом сообщение "Песни об Анноне" XII века о том, что кельнскому архиепископу Аннону (1056-1075 гг.) слали дары "короли" из Греции, Англии, Руси. Впоследствии рассказ об этом чуде на Руси сильно исказился: Пантелеймона сменил Николай Чудотворец.

Покров

Спасский Ф. К происхождению иконы и праздника Покрова. - Православная мысль. № 8. С. 138-151. Боголюбский тезоименит Андрею Юродивому. Праздника в Византии не было и нет. На 1 августа праздник Спаса - новомесячие, так и 1 октября.

Вопрошания Кирика

Присоединение католиков через миропомазание

Если кто, поужинав, всю ночь на молитве и не спал - можно ли служить (можно ли считать, что служит натощак)

Можно причащать крещеного ребенка, хотя бы его не носили на вечерню и заутреню, но тогда мать или кормилица не должны есть до обеда.

На Пасху можно причащать и холостых, если они постом сохранили себя в чистоте.

Может ли муж жене, а жена мужу помогать в несении епитимии - да, как и друг другу, брат брату.

Неверно мнение, что 10 литургий избавляют от епитимии в 4 месяца, 20 - восемь, 30 - целый год, т.к. тогда бы богатые просто нанимали бы служить за себя службы.

Если плат женский вшит в одежду священника - можно в ней служить, ибо чем погана жена.

Нечистой женщине нельзя ходить в церковь, можно только есть антидор.

В комнату, где родила мать, не входить три дня, затем помыть, прочесть молитву над осквернившимся сосудом, затем входить.

Должно ли отпевать умершего младенца - да, над умершими поют не ради грехов, а как над святыми, всякого христианина считаем святым.

Мертвеца не хоронить после захода - ибо тогда он видит последнее солнце до общего Воскресения.

Не грех ли возбранять паломничества в Иерусалим - нет, даже налагать на них епитимью, ибо идут чтобы быть праздными и есть и пить в путешествие.

Древнерусская литература: Восприятие Запада в XI-XIV вв. М.: Наследие, 1996. 185 Киевская летопись под 1190 рассказывая о третьем крестовом походе симпатизирует им “Эти немцы, как святые мученики, со своими цесарями пролили за Христа свою кровь. В их честь наш Господь Бог показал знамения: если кто из них бывал убит в сражении с иноплеменниками, то через три дня их тела из гробов невидимо забирали ангелы. Видев это, и прочие немцы жаждали пострадать за Христа”.

XII век: Библиография

Виноградов. О характеристике проповеднического творчества Кирилла, архиепископа Туровского // Памяти 100-летия Московской Духовной Академии. Ч. 2. Сергиев Просад, 1915.

Лавров И. Рассуждение о соборном деянии, бывшем в Киеве в 1157 году на еретика Мартина. СПб., 1804. 43 с.

Кирилл еп. Творения Кирилла, епископа Туровского, с предварительным очерком истории Турова и туровской епархии до XIII века. Киев, 1880. 296 с.

Михаил, митрополит Киевский. Киев, 1892. Отт. из "Киевской старины". 1892. #2.

Норов А.С. Путешествие м. Даниила по святой земле: 1113-1115. СПб., 1864.

Щапов Я.Н. Освящение смоленской церкви Богородицы в 1156 г // Новое в археологии. М., 1972. С. 276-282.


 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова