Симон Суздальский (р. ок. 1166 [?] - 1226). Монах монах Киево-Печерского монастыря,
ставший игуменом Рождественского монастыря во Владимире, духовником великой княгини,
супруги князя Всеволода Большое Гнездо. В 1214 году он стал епископом Владимира
и Суздаля. Через два года сыновья умершего Всеволода стали воевать друг с другом.
Симон вместе с потерпевшим поражение младшим сыном Юрием последовал в изгнание,
оставив епископию, и так прожил несколько лет, пока права Юрия не были восстановлены.
По его инициативе во Владимире и Суздале были построены соборы, подобные архитектурой
Успенской церкви Печерского монастыря. Так зримо напоминали себе люди о родных
местах. В последние годы жизни Симон получил письмо друга монаха Поликарпа, который
очень хотел стать епископом. Симон, однако, сперва отговорил князя, от которого
зависело устройство новой епископской кафедры, хлопотать о поставлении Поликарпа,
а когда раздосадованный друг написал ему оскорбительное, возмущенное письмо, ответил
ему письменно. Симон, подобно апостолу Павлу, без обиняков перечислил свои заслуги,
прославившие его на Руси — среди которых построение каменных церквей было подлинно
подвигом, подчеркнул, как богата его кафедра, и добавил, что хотел бы “трескою
торчати за враты ... в Печерском монастыри” — то есть, быть колом, воткнутым в
Печерском монастыре хотя бы у самых ворот. По сравнению с этим он бы “всю сию
славу и честь яко кал вменил бых” — “всю эту славу и честь счел бы дерьмом”. Крепко
выразился святой, но ведь и пробиться ему нужно было до сознания совершенно раздраженного
человека. Ему надо было сказать Поликарпу простую вещь: ты не рожден быть епископом,
и сказать это было тем сложнее, что в ответ Симон мог услыхать: “Тебе-то хорошо
говорить!” А ведь Поликарп побывал игуменом в Космодемьянском монастыре — и оказался
плохим игуменом. Даже, когда он просто жил в Печерском монастыре, ему не было
покоя, он все бурчал, возмущался начальством, зудел. Тут уж со стороны почти всем
было очевидно, что человек не призван быть начальником. К сожалению, одна княгиня
все-таки видела в Поликарпе гениального будущего архиерея и беспрестанно хлопотала
о его продвижении. Но одно то, что Поликарп не понял, чего стоят похвалы влюбленной
в него женщины, показывает его недалекость. Вот это письмо Симона, к которому
он приложил несколько рассказов — очерков из жизни монахов Печерского монастыря
— стало частью знаменитого Печерского патерика, любимым чтением на Руси в течение
многих людей; он описал жизнь врача Агапита, Моисея Угрина, Прохора Лебедника.
Видимо, в XVII веке мощи Симона были перенесены из Владимира в Печерский монастырь.
Память 10/23 мая, соборная 28 сентября/11 октября.
|