Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

БОГОЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ

XIII ВЕК: КРЕСТОВЫЙ ПОХОД ПО БУДДИЙСКИ

Выбор у человека есть всегда, выбор этот не формальность. Трагедия же в том, что выбирает человек почти всегда формы. Например, между "христианством" и "буддизмом". В наше время не обязательно родиться в Японии, чтобы узнать о буддизме и стать буддизмом. Впрочем, Будда ведь не был японцем, как Иисус не был римлянином, греком, русским. Информационная реолюция многократно увеличила возможности слушать и слышать, но и до неё люди не лаптём щи хлебали.

В начале XXI века буддизм кажется позитивной альтернативу христианству: без инквизиции, без индульгенций, без пап и попов. Без крови.

Хорошая новость та, что не всякий буддизм - позитивная альтернатива христианству. Плохая новость - для тех, кто не любит христианства - лучшая альтернатива христианству есть христианство.

В 1222 году в семье рыбака на восточном побережье Японии родился сын, создавший одну из главных буддийских школ этой страны. Назвали мальчика Нитирэном. В двенадцать лет он поступил в захолустный монастырь, через два года отпросился и стал, как это делал позднее Иосиф Волоцкий, обходить разные буддистские обители и храмы. Он много читал, со многими беседовал, основательно изучал разные направления буддизма, приплывшие из Китая конфуцианство, даосизм (впрочем, буддизм тоже оттуда приплыл). В двадцать лет написал первую книгу. В этом ещё не было ничего выдающегося.

Весной 1253 года Нитирэн вернулся в монастырь, где стал монахом, но ушёл в лес и тут семнадцать дней молился. На рассвете восемнадцатого дня он созерцал восход Солнца над морем и, наконец, воскликнул: "Слава сутре о цветке лотоса чудесной дхармы!"

Эти слова и были его учением.

Красивое учение. Сутра - текст, приписываемый Будде. Сутра Лотоса была сочинена в Индии через пятьсот лет после смерти Будды. Многие сутры были сочинены в Китае намного позднее; это так же не смущает буддистов, как христиан не смущает то, что Евангелия написаны спустя не один десяток лет после Воскресения.

Оригинальность этой проповеди - в мысли о том, что каждое живое существо может стать буддой. Ближайший аналог - направление в христианстве, которое провозглашает возможность и необходимость спасения всех, даже и сатаны.

Формально религиозная практика, которую предлагал Нитирэн, может показаться христианам смешной: надо постоянно произносить славословие Сутре Лотоса. Христиане же не молятся: "Слава четвёртому стиху второй главы первого послания к Тимофею!" Буддист, если он недостаточно буддист, тоже вправе посмеяться над многими христианскими обычаями, не говоря уже о таких, над которыми всем стоит плакать. Конечно, можно объяснить и целование ботинок, и ползание на коленях по лестницам, и трепетное отношение к симпатичным маленьким булочкам. Так вот и буддистские обряды можно объяснить, это не проблема. Акафисты или розарии стороннему человеку тоже кажутся не вполне адекватными способами богообщения, а ведь ничего - многие ими спасаются.

Проблема в том, что Нитирэн, провозвестник самого оптимистического и гуманного направления буддизма, был слишком похож на Фому Аквината, своего ровесника (Аквинат был на три года моложе, умер на восемь лет раньше). Великий теолог оправдывал инквизицию и крестовые походы, казнь еретиков сравнивал с казнью фальшивомонетчиков. Нитирэн с первой своей книги проповедовал необходимость огнём и мечом уничтожать "неправильных" буддистов, "амидаистов". Первая же его проповедь в родном монастыре закончилась бурным возмущением и бегством проповедника, который не просто хвалил Лотосовую сутру, но яростно бранил тех, кто смеет превозносить другие сутры.

Нитирэн - собственно, это имя он принял только после "обращения" и означает оно "Солнце и лотос" - отправился в столицу. Тут у него появился первые ученики, что достаточно поразительно, потому что Нитирэн придерживался педагогики "сякубуку". Как ни странно, японское слово созвучно русским "такой-сякой" и "бука" - созвучно и на слух, и по смыслу. "Сяку" означает "ломать" - ломать тех, кто разделяет ложные идеи. "Буку" - "повергать на землю", "подчинять" - "громить плохих людей и плохие учения". А ведь было и другое направление к его услугам - "сёдзю", педагогика любви, сострадания, поддержки.

Впрочем, в любое время и в любом месте любая педагогика распадается на садистскую и гуманную. Слишком многие люди готовы пройти унижения, дать себе ломать. Соображения разные, а итог один - они чувствуют себя лучше и готовы ломать других для их же блага.

Оппоненты полагали так же - только казнить они предлагали Нитирэна и его последователей, которые в основном были жители восточной Японии, земляки проповедника, и принадлежали к среднему классу.

Свою жёсткость Нитирэн оправдывал заботой о благе людей и родины. Ложный буддизм, по его мнению, довёл страну до катаклизмов, включая землетрясения, и для спасения державы нужно казнить, казнить, казнить.

Нитирэн подчёркивал, что полный эффект даже молитва Лотосовой сутре возымеет только, если государство поддержит храмы, священные изображения и обряды его движения. Он был большой сторонник теократии, отводя светской власти весьма скромное место дворника - Божьего дворника. Сам он лишь пытался объяснить дворнику, чего хочет небо.

В 1260 году землетрясений и наводнений было как-то уж очень много. Правительство организовывало молитвы будде Амиде и традиционным божествам острова, а Нитирэн отправил властям трактат, призывающий молиться только и исключительно Лотосовой сутре. Последовала двухлетняя ссылка. В 1268 году хан Хубилай приготовился к вторжению в Японию, Нитирэн опять написал правителям, что спасёт страну лишь Лотосовая сутра. В 1271 году засуха - ещё одно поучение властям. Ещё один арест, ещё одна ссылка. На суде Нитирэн сказал о себе просто: "Нитирэн - столп Японии. Потерять меня - значит лишить Японию опоры". Еще два с половиной года ссылки. Написание шестидесяти трактатов - конечно, в сравнении с сочинениями Аквината это, скорее, памфлеты, брошюры. Последние десять лет жизни Нитирэн живёт в провинции, в столицу не лезет, пишет сотни новых текстов и умирает 13 октября 1282 года.

Свою воинственность Нитирэн объяснял так, например: "Если не предостерегать людей от плохих монахов, разве будет что-нибудь хорошее?" (Игнатович, 2002, 121; к сожалению, переводы, вошедшие в эту книгу, не так хороши, как заслуживают тексты Нитирэна, даже встречается слово "жаждя подношений" (там же, с. 120).

Как соединить запрет на убийство с предписанием убивать еретиков, врагов истинной веры, "иччхантиков", которые не просто не принимают учения Будды, но извращают его? Итирэн объясняет в "Рассуждении об установлении справедливости": есть три вида убийств. Низшее - убийство животных, вплоть до муравьев. Среднее - убийство людей. Высшее - убийство отца, матери, бодхисаттвы. Внимание:

"Добрые сыны! Если кто-нибудь сможет убить иччхантика, то его деяние не попадает в три вида убийств!" (Игнатович, 2001, 130).

Убить еретика - не означает убить. Рассуждение того же класса, что рассуждения некоторых христиан о том, что "не убий" есть запрет лишь убивать "ближнего", а врагов, гомосексуалов, еретиков, распутниц убивать не только можно, но и нужно, и Библия это предписывает.

В конце концов, речь идёт не об убийстве. Нужно "пресекать молодцов, клевещущих на Дхарму" (134). Нужно "успокоить белые волны на море Будды" (135). Еретики - как пена на волнах, мешающая разглядеть истину в глубине моря. Вот барашков-то и разгладим...

Да, буддизм формально отличен от христианства очень, а по сути в нём так же, как и в христианстве, есть и миротворческий потенциал, и агрессивный. Сёко Асахара отнюдь не выродок, но и не обязательный продукт буддизма. Книге Игнатовича с переводами Нитирэна, предпослано обращение современного последователя Лотосовой сутры, который призывает исключительно к "установлению мира через преобразование сознания людей", за "новый век без войн и насилия".

Доказать, какой буддизм и какое христианство подлинные - невозможно, а вот прожить буддистом или христианином подлинно, не "пресекая", не "успокаивая", не "регулируя" - можно.

См. Игнатович.

 
 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова