Boojambra, John Lawrence. Church Reform in the Late Byzantine Empire. A Study for the Patriarchate of Athanasios of Constantinople. Fessaloniki, 1982. 230 pp.
См. 14 век.
Афанасий Константинопольский (после 1311, видимо, ок. 1323). Уроженец Адрианополя, в миру Алексий, покинул дом и многие годы подвизался в разных монастырях - от Афона до Иерусалима. Афон он покидал дважды - первый раз, потому что боялся похвал (что выдает в нем некоторую юношескую наивность), а во второй раз уже по серьезной причине - потому что начались раздоры среди братий, и бояться следовало уже поношений. В 1289 году был избран патриархом Константинополя - место было пусто из-за бесконечных склок различных партий. Справиться со всеми тяготами патриаршества Афанасий не сумел, и спустя четыре года был вынужден покинуть кафедру и вернуться в уединение монастыря. Десять лет спустя столичные интриганы опять вспомнили про него и вернули на патриаршую кафедру - на этот раз на чуть дольший срок в восемь лет.И вновь пришлось уйти. Афанасий не был, однако, только жертвой обстоятельств, хотя, возможно, считал себя таковою. Его письмо императору призывает к жёсткости, к тому, чтобы не ограничиваться словами, а выгнать "раскольников" из Церкви. Логика странная: ведь раскольник, коли уж раскольник, сам уходит из Церкви (разумеется, он сам считает, что остался в Церкви, а вот остальные её покинули), его не надо выгонять. Житие святого гласит, что незадолго до смерти Христос сказал ему, что свой пастырский долг Патриарх исполнил не до конца - и Афанасий, обливаясь слезами, он покаялся в малодушии и был прощен. Правда, опять остаётся возможность двоякого понимания: каялся ли Афанасий в стремлении к "надлежащему порядку" любой ценой или, напротив, в том, что недостаточно приложил "средств"? Впрочем, покаяние тогда покаяние, когда кается не о чём-то, о ком-то - о себе в целом. Память 24 октября/6 ноября, также 28 октября/10 ноября.
Афанасий I, патриарх Константинопольский
Письмо Андронику II Палеологу
ИМПЕРАТОРУ. Снова, как и многократно, я призываю — услышь мой голос ради самого Христа, всеобщего бога, сделавшего тебя императором. Пробудись к воздаванию справедливости заблуждающимся, к воспитанию совершающих проступки. Очисти церковь от скверны. Если бы ты обличал порочность раскольников не только словами: ведь они не узнали, «что благость Божия ведет к покаянию» [1] их. Поэтому, вследствие такой именно твердости их и несклонности сердца к раскаянию, пусть они изведают праведный суд императорского негодования. Запомни дни прошлого года и нынешнего. Если бы мы не пожелали вследствие пристрастия или нерадивости, угодничества или родства «затворить» благочестивые «сердца» [2], начавшие открываться в силу безмерности доброты! Ибо дело христиан губится двояко: извне врагами, внутри же избытком несправедливости и порочности. Если бы, поэтому, твоя от бога царственность поднялась и вместе с Христом и с помощью Христа навела надлежащий порядок, это было бы великое благо. Если же мы устрашились бы вследствие своих грехов, горе мне и ничего больше.
Перевод В.А. Сметанина, по изданию: Talbot A.-M. M. The Correspondence of Athanasius I, Patriarch of Constantinople. Washington: Dumbarton Oaks, 1975. 18, № 6. 1—16.
1. Рим. 2, 4.
2. Ср.: I Иоан. 3, 17.
Оп.: Сметанин В. А. Византийское общество XIII-XV вв. (по данным эпистолографии). Свердловск, 1987. С. 226-227. |