Михаил Тверской (1318). Его святость - вечный укор Москве, вечное осуждение всякой политике "укрепления",
сколь бы прогрессивной она ни была. Михаил был типичным политиком своего времени. Он и вел междоусобные войны,
и грабил мирных жителей, и приводил на Русь монгольские отряды - они помогали князю утверждать своё главенство,
дарованное ханом. Получив от ордынского хана великое княжение, Михаил старался военными и политическими способами
раздавить своего главного противника - москвского князя Юрия. Политиком князь был не слишком гибким - например,
когда его кандидат в митрополиты не был утверждён в Константинополе, Михаил не подавил в себе неприязнь к митр.
Петру, кандидату утверждённому, а стал рассматривать его как врага. Безусловно, по воле Михаила тверской епископ
обвинил Петра в симонии, после чего Пётр был вынужден искать помощи у московского князя.
В 1315 году Юрий женился на ханской сестре (она приняла православие). Великое княжение было отнято у Михаила
и передано Юрия, новому ханскому родственнику. Московский князь (вместе с монгольским послом) стали разорять
Тверское княжество, и в конце концов Михаил взялся за оружие. Он победил в битве 22 декабря 1317 года, но победа
оказалась пиррова - Михаил был вызван в Орду.
Михаил, отправляясь в ставку хана, говорил духовному отцу: "Я, отче, много размышлял, как бы нам помочь
христианам, но моих ради грехов умножились междоусобицы. А ныне же благослови меня: если доведется умереть,
пусть прольется кровь моя за них, чтобы христианам было хоть немного покоя, а мне бы Господь простил за то грехи".
В ставке (которая располагалась в устье Дона) Михаил был обвинен в утайке дани - это обвинение он легко опроверг.
Но главное: хан не мог простить Михаилу оскорбления чести. Ведь Михаил, разгромив московское войско (монгольский
отряд в сражении, правда, не участвовал), взял в плен сестру хана, жену московского князя, вынудил ханского
посла Кавгадыя сложить "стяги". Хотя на следующий же день Михаил почти Кавгадыя почестями, оскорбление
следовало смыть кровью. Казнили Михаила близ реки Терек - монгольская армия шла походом на Иран.
Тело Михаила везли в Тверь через Москву. Князь Юрий потребовал (и получил) от тверичей выкуп за труп. Похороны
состоялись 6 сентября 1319 года. Уже в 1340-е годы летописец говорит о Михаиле как о святом, хотя московские
летописи замалчивали его историю. Только в 1549 году, когда борьба с Тверью уже стала далёким прошлым, Михаил
был включён в список общерусских святых.
Автор первого жития Михаила - видимо, его духовник Александр - главным виновником гибели князя изобразил монгольских
повелителей Руси, а не Юрия. Московского князя он обвинил не в пособничестве монголам, а в нарушении древнего
обычая старшинства, по которому Михаил имел законные права на великое княжение. А вот московские "историки"
так и не простили Михаила. В XVI веке в Никоновской летописи утверждалось, что князь замышлял бежать к немцам
со своей казной и посылал деньги папе в Рим.
Сын Михаила Дмитрий отомстил за отца. В 1325 году Юрий и Дмитрий были в Орде. Юрия обвиняли в том, что он задержал
выплату дани. Узбек, однако, не приказывал казнить Юрия, - возможно, потому что, хотя Кончака умерла, всё-таки
родство через сестру оставалось. Тогда Юрий сам зарубил Юрия, причём накануне годовщины гибели отца. Узбек был
разгневан и приказал казнить Юрия.
Михаил не был борцом с "ордынским игом", как писал, к примеру, Ключевский. Не всегда он был верен
слову: в 1300-м году разорвал союз с московским князем, с чего и началась вражда двух родов. Но в критические
минуты он вёл себя не трусливо и сражался даже тогда, когда дело был безнадёжным: в 1317 году и победа, и поражение
одинаково грозили ему смертью. Победа, пожалуй, даже более грозила гибелью, и ею завершилась.
Память 22 ноября/5 декабря.
- о нем Кучкин, 2000;
*
Кучкин В.А. Древнейшая редакция Повести о Михаиле Тверском // Средневековая Русь. М., 1999. Вып. 2.
Кучкин В.А. Повести о Михаиле Тверском. Ист.-текстол. исследование. М., 1974.
*
Житие Михаила Ярославича Тверского - памятник тверской литературы 1-й четв. XIV в. Как установлено В. А. Кучкиным,
Ж. дошло до нас в 12 редакциях (8 летописных и 4 нелетописных). Летописные редакции подразделяются на две группы,
представляющие московскую и тверскую обработки повествования. Так, в летописях CIЛ, Московском своде, Ермолинской,
Уваровской, Львовской, Никаноровской, Вологодско-Пермской, Воскресенской, HIVЛ читается промосковская обработка
первоначального текста, в которой заметна тенденция обеления Юрия Московского, а "Михаил Тверской низводится
с того высокого пьедестала, на который он был вознесен своими сторонниками" (Кучкин. Повести, с. 87). Тверская
летописная редакция (Летописец Рогожский и Летопись Тверская) характеризуется ярко выраженной антиордынской
и противомосковской направленностью.
Возникновение внелетописных редакций шло в следующей последовательности: Пространная редакция, Редакция Макарьевских
Великих Миней Четиих (создана на основе промосковских летописных редакций с привлечением Похвалы из Пространной
редакции), два варианта редакции 50-х гг. XVII в. (в основе - Пространная редакция, подвергшаяся риторическому
распространению), Проложная редакция 1661 г. (составлена по редакции Степенной книги).
Древнейшая из дошедших до нас внелетописных - Пространная редакция - наиболее полно отразила первоначальный
текст Ж., который затем попал в свод Арсения Тверского 1409 г., откуда был заимствован как сборниками, так и
более поздними летописными сводами - Рогожским летописцем и общерусским сводом 1448 г.
Существует предположение, что автором древнейшей редакции был один из духовников Михаила Ярославича - игумен
Отроча монастыря Александр. Это, видимо, и определило, с одной стороны, церковный характер повествования, строгое
его соответствие канону, и с другой - подробность и историческую точность описания событий, которых автор был
свидетелем, сопровождая князя в Орду.
Ж. составлялось на основе черновых записей, делавшихся сразу по следам событий. Однако в том виде, в котором
оно дошло до нас, Ж. мало похоже на произведение, написанное сразу после смерти князя. Строгость в следовании
агиографическому канону, уподобления Михаила Ярославича святым-мученикам, постоянное именование его "святым"
и "блаженным", наличие в житии "чудес" - все это черты, присущие житиям, создаваемым если
не после канонизации подвижника, то, по крайней мере, после установления его местного почитания.
Повествование о Михаиле Ярославиче относится к мученическим житиям. В композиции произведения, его художественной
структуре ясно различимо стремление автора следовать жанровой схеме жития-мартирия. С первых фраз, заимствованных
из жития святого Коинта, возникает образ венца - символа мученичества за веру, высшей степени святости, и эта
тема становится одним из лейтмотивов при изображении подвига Михаила. Во вступительной части автор излагает
два пути достижения святости, "горнего Иерусалима". Один - уход из мира, подвиг преподобных отцов
и отшельников. Иной путь тех, кто "...тело свое предаша на поругание узам, и темницам, и ранам, конечное,
кровь свою проливающе, въсприимаху царство небесное и венец неуведаемый" (Охотникова. Пространная редакция,
с. 17), к таковым и причисляется Михаил Ярославич. Хотя сам сюжет и словесные формулы произведения акцентируют
в подвиге князя собственно мученичество, Ж. почти не говорит о защите князем христианской веры. В основе конфликта,
являющегося центром повествования, лежит недовольство в Орде князем как подданным: ханские судьи осуждают тверского
князя на смерть, "...яко неключим есть нам, не последует нравом нашим" (с. 22). Все обвинения со стороны
Орды носят политический характер: сокрытие дани, битва с Кавгадыем, отравление сестры хана. Недовольство вызывала,
очевидно, и идея централизации Руси, подчинения "молодтих" князей великому князю, шедшая вразрез с
татарской политикой насаждения розни среди русских князей.
Ордынское нашествие рассматривается в Ж. как божее наказание за грехи, главный из которых - распри между князьями,
неподчинение младших старшим. Говоря о владычестве монголо-татар, автор разрешает создающееся противоречие (батог
божий - антихристианская сила): "Егда бо господь Титу предасть Иерусалим, не Тита любя, но Иерусалим казня.
И паки, егда Фоце преда Царьград, не Фоцу любя, но Царьград казня за людская прегрешения. Еже и си нас деля
бысть за наша согрешения" (с. 19). Систематическое именование Узбека, Кавгадыя и татар "окаянными"
и "беззаконными", обвинения в неправедности и беззаконности их суда свидетельствуют о сильных антиордынских
чувствах автора.
Главная идея Ж. - пожертвование князем собою за сограждан-христиан - выражается евангельскими словами: "Аще
кто положит душу свою за други своя, сей великий наречется в царствии небеснем" (там же, с. 17). Они оказываются
обоснованием и похода тверского князя против Кавгадыя и Юрия Московского, бесчинствовавших в его землях.
О сознательном следовании автором Ж. схеме мартирия свидетельствует система использованных им уподоблений:
это - сравнения Михаила Ярославича с Дмитрием Солунским, Борисом и Глебом, Михаилом Черниговским. В Ж. есть
текстуальные заимствования из произведений, посвященных этим святым. Очевидно, автор четко осознавал, что должен
написать житие не мученика вообще, но князя-мученика - подвиг Михаила Ярославича уподоблен им подвигам святых-князей;
с Дмитрием Солунским связана идея защиты городов, с Борисом и Глебом - идея вассальной верности, с Михаилом
Черниговским - защита веры. Подвиг Михаила Ярославича, таким образом, включает все эти аспекты.
Драматизм ситуации передается в Ж. средствами, свойственными мартирию, - подробностью и "протокольностыо"
изложения событий. Но в композиционном отношении Ж. следует общеагиографическому канону. Так, в мартирии обычно
отсутствует последовательное изложение всей истории жизни подвижника, начиная со сведений о родителях и рождении
героя, а также рассказы о "чудесах". Автор же, как и Нестор в Чтении о Борисе и Глебе, стремится полностью
выдержать житийную схему. Как и в Чтении, вступительная часть Ж. содержит материал священной истории (автор
использует его, говоря о причинах политической слабости Руси того времени).
Изд.: ПСРЛ, СПб., 1851, т. 5, с. 207-215; М., 1965, т. 15, с. 36-41, 409-412; Охотникова В. И. Пространная
редакция Повести о Михаиле Тверском. - В кн.: Древнерусская книжность: По материалам Пушкинского Дома. Л., 1985,
с. 16-27.
Лит.: Ключевский. Древнерусские жития, с. 71-74, 170-171; Филарет. Обзор, с. 69; Серебрянский. Княжеские жития,
с. 250-257; Кучкин В. А. Повести о Михаиле Тверском. М., 1974.
Е. Л. Конявская
Словарь книжников и книжности Древней Руси. XI - первая половина XIV в. Л., 1987, с. 166-168
*
ЖИТИЕ МИХАИЛА ТВЕРСКОГО. Ж. тверского князя Михаила Ярославича (1271—1318), убитого в Орде по приказу хана
Узбека, было создано, как полагает В. А. Кучкин, его духовником Александром, игуменом Тверского Отроча монастыря,
вскоре после гибели князя. Александр сопровождал князя в Орду и был очевидцем произошедших там событии.
Ж. написано в традиционном агиографическом каноне: оно открывается риторическим рассуждением о “венце многоцветном”,
которым украшаются мученики; этот фрагмент оказывается заимствованным из переводного жития Коинта. Далее следует
изложение истории христианства и его распространения на Руси; этот мотив, как полагают, возник под влиянием
Чтения о Борисе и Глебе Нестора (см. Жития Бориса и Глеба). Излагая сами события, агиограф обнаруживает свою
отличную информированность о них (что подтверждает мысль об авторстве Александра, находившегося с Михаилом в
Орде), но дает всему происходящему типично житийную оценку. Михаил предстает в Ж. обладающим всеми христианскими
добродетелями: мать воспитала его “в страхе господни и научи святым книгам и всякой премудрости”, действиями
врагов Михаила руководит дьявол, а сам тверской князь постоянно руководствуется в своих поступках высоконравственными
христианскими побуждениями. Так, решая ехать в Орду, где уже находится один из его сыновей, “крепкий... умом”
Михаил, “исполнися смирения”, говорит: “Если я где уклонюсь, то (народ) отчизны моей весь будет пленен и истреблен,
а после того и я смерть приму, так лучше мне сейчас положить душу свою за многие души”, и вспоминает при этом
подвиг святого Дмитрия Солунского. В Орде, будучи на положении почетного пленника, над которым постоянно нависала
угроза расправы, Михаил, “как привык смолоду, никогда не изменял правилу своему, по ночам пел псалмы Давыдовы”,
и с тех пор, как покинул Владимир, постился и не спал по ночам, а беспрестанно молился и т. д. В Ж. приводятся
сами молитвы святого, сочинивший их агиограф демонстрирует свое мастерство церковного ритора. Перед смертью
Михаил, как подобает святому, причащается, кается и исповедуется своему духовному отцу и поет псалмы все то
время, когда у хана решается его судьба. Он отвергает предложения своих спутников о побеге, с покорностью и
достоинством встречает смерть. “И принял венец неувядаемый от руки Господа, которого и желал”. Над телом святого
происходят чудеса: “два облака светлых всю ночь осеняли тело блаженного, расступаясь и снова соединяясь вместе,
и сияя как солнце”. Видевшие знамение поняли, что князь был святым и что был убит без вины, а облака знаменуют
сошествие к нему ангелов.
Ж. является одним из лучших образцов жизнеописаний святых князей-мучеников.
Издания:
Охотникова В. И. Пространная редакция Повести о Михаиле Тверском // Древнерусская книжность: По материалам
Пушкинского дома // Сб. науч. трудов — Л., 1985—С. 16.— 27.
Кузнецова Р.Д. Стилистические особенности Повести о Михаиле Теврском // Дни славянской письменности и культуры.-
Тверь, 1996.- Вып.2.- С.29-36.
Макарий, архим. Житие и страдание святаго благовернаго князя Михаила Ярославича, Тферскаго чудотворца.- М.,
1798.- 64 л.
Макарий, архим. Житие иже во святых отца нашего Арсения епископа, Тферскаго чудотворца, и Повесть о обретении
и о пренесении мощей его, и о некиих притом бывших чудесах.- М., [1798].- 22 с.
Николаева С. Ю. “Житие Михаила Ярославича Тверского” как литературный памятник // Дни славянской писменности
и культуры.- Тверь, 1997.-Вып.3.- С.15-19.
Плотников Н. Великий князь Михаил Тверской. XIV век (Русь под игом).- Тверь, 1996.- 511 с.
Повесть о святом благоверном великом князе Михаиле Ярославиче Тверском. Редакция Софийской I летописи и Пространная
редакция.- Тверь, 1997.- 115 с.
Повесть о святом благоверном великом князе Михаиле Ярославиче Тверском [Редакция Софийской I летописи].- Старица.-16
с.
Пономарев Г.Н. Михаил Тверской в поэзии // Дни славянской писменности и культуры.- Тверь, 1997.- Вып.3.- С.8-15.
Пономарев Г.Н.Отечестволюбец Михаил Тверской.- Тверь, 1998.-159 с.
Рылеев К.Ф. Дума о Михаиле Тверском //Дар Валдая.- М., 1989.- С.29-32.
Семячко С.А.Повесть о Тверском Отроче монастыре.- СПб., 1994.- 136 с.
Смирнов Ю. Сказание о Михаиле Тверском. Бортеневская сеча (22 декабря 1317 года по ст.ст.) // Домовой.-1994-
№12.- С.334-35
Соловьев В. Час выбора // Тверская панорама.- 1991.-№1.- С. 43-46.
Страдание за христианы во Орде, блаженнаго великаго князя Михаила Ярославича Тверскаго // Книга степенная царскаго
родословия, содержащая историю российскую.- М., 1771 г.- Ч.1, гл.6.- С.425-438.
Святой благоверный великий князь Михаил Ярославич Тверской в русской иконописи конца XVII- начала XX вв.- Тверь,
1996.-20 с.
Барсуков Н Источники русской агиографии.- СПб., 1882.- Из содерж.: [Михаил Ярославич, благоверный князь Тверский].-
Стб.371-372.
Богданов С.В. “Завещание” Михаила Ярославича Тверского (Опыт реконструкции) . Его значение для внутриполитического
развития Тверского княжества во второй четверти XIV в. // Дни славянской писменности и культуры.- Тверь, 1997.-
Вып.3.- С.19-29.
Великий князь Тверской и Владимирский Михаил Ярославич: Личность, эпоха, наследие: Международная научная конференция.
Твезисы докладов и сообщений. Россия, г. Тверь, 26-29 ноября 1996 г.- Тверь, 1996.-56 с.
Виноградов А., Виноградова Е. Битва при Бортеневе // Тверская панорама.- 1990.- №1.- С.36-39.
Жгутов А.В. Многовековая тайна Твери: Системный взгляд на проблему локализации, масштабы и значимость Бортеневского
сражения 22 декабря 1317 года.- Тверь, 1998 .- 239 с., ил.
Михаил Ярославич, Великий князь Тверской и Владимирский [Сборник].- Тверь, 1995.-366 с., ил.
Михаил Тверской: Личность, эпоха, наследие: Материалы международной научной конференции, посвященной 725-летию
со дня рождения Михаила Ярославича – великого князя Тверского и Владимирского (г. Тверь, 27-29 ноября 1996 г.).-
Тверь, 1997.-288 с.
Победаш И.Н. Княжение Михаила Ярославича // История Тверского края: Учебное пособие/Под ред. В.М.Воробьева.-
Тверь, 1996.- С.44-47.
Пономарев Г. В чем величие Михаила Тверского.- Тверь, 1997.- 32 с.
Святой благоверный великий князь Михаил Тверской // Тверская старина.- 1991.- №2.- С.117-122.
Соколов А. Святый благоверный великий князь Михаил Ярославич Тверский.- Тверь, 1864.-154 с.
Шабанов А., свящ. Князь-мученик Михаил Тверской как идеал русской святости // Тверские епархиальные ведомости.-
1997.- №1.- С.17-24.
|