Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

СЛОВАРЬ СВЯТЫХ

Текст жития; о его житии Прохоров.

Послание Иоанна XIV, патр. КПля о его почитании, 1347.

1320 год: три рубля митрополита Петра.

Петр Московский (20.12.1326). Уроженец Волыни, части древней Руси, которая в то время уже стала и политически, и обычаями отличаться от прочих русских земель. Здесь в 12 лет он стал монахом, обучился иконописанию, основал Спасскую обитель на реке Рате (Новодворская). В 1308 году князь Галича послал его в Константинополь своим кандидатом в митрополиты Руси. Великий князь Владимирским, которым в то время был Михаил Тверской, послал другого кандидата. Все князья мечтали о церковной независимости хотя бы потому, что “своя” митрополия была тогда символом и политического величия. Люди верили в то, что без благословения Церкви может оказаться неудачным военным поход.

Князья соревновались между собой, чем кандидат взойдет на престол Русской Церкви, подразумевая, что кто своего кандидата продвинет — тот и какие-то политические выгоды получит. Влияние Церкви (не слишком большое) стремились использовать для политической выгоды. Патриарх избрал в митрополита Петра. Тот в течение года пребывал в Киеве, который считался еще столицей Руси, а затем неожиданно переехал во Владимир и большую часть времени проводил именно на севере Руси, а не своем родном русском Западе.

Почти сразу после приезда на "владимирскую" Русь Пётр был обвинён в симонии. Обвинителем выступил тверской епископ Михаил: видимо, тверской князь, бывший тогда одновременно и великим князем Владимирским, не смог примириться со своей неудачей и пытался сместить "противника". Собор в Переяславле оправдал Петра.

Пётр, увы, выступил против князя Михаила. Он "не благословил" его поход в начале 1311 года против московского князя Юрия (поход "возглавлял" 13-летний сын Михаила, сам великий князь был в это время в ставке хана Тохты). "Увы", потому что здесь попахивает местью. Право, между прочим, было на стороне Михаила - он был великим князем, ему должен был отойти оставшийся выморочным Нижний, но город был захвачен Москвой. Правда, московский князь был умершему нижегородскому князю более близким родственником, но средневековые русские представления о власти и родстве были сложнее современных.

В 1312 году митр. Пётр "снял сан" с епископа Сарая (столицы Улуса Джучи) Измаила и поставил на его место Варсонофия. Тот же Варсонофий в 1316-м году был поставлен Петром в епископы Твери - в "логово врага", и позднее очевидно поддерживал именно Москву. Так что и в этих снятиях и назначениях проявилось стремление Петра опереться на московских князей, коли уж Тверь не смирилась со своим "поражением" в церковном вопросе.

В 1325 году митр. Пётр переехал в Москву, где и скончался. Конечно, не его переезд был причиной того, что Москва победила Тверь и другие княжения в борьбе за первенство; напротив, ее победа уже была очевидна проницательному святителю. Перед Петром не стоял выбор: охранять Церковь от участия в политике или нет. Он мог лишь участвовать в политике так, чтобы по возможности сохранить достоинство Церкви. В Москве Петр заложил Успенский собор (первое из зданий на месте нынешнего), но умер незадолго до окончания постройки и был здесь похоронен.

Память 21 декабря/3 января (перенесено с дня смерти из-за наложения на предпразднество Рождества), празднуется также 5/18 октября в соборе Пяти московских святителей, перенесение мощей в 1479 г. празднуется 24 августа/6 сентября.

Литература

Кучкин В.А. "Сказание о смерти митрополита Петра" // ТОДРЛ. М.: Л., 1962. Т. 18.

Седова Р.А. Святитель Петр, митрополит московский, в литературе и искусстве Древней Руси. М., 1993.

Соколов П.П. Подложный ярлык Узбека митр. Петру // Русский исторический журнал. Т. V. СПб., 1918.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова