БОГОЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ
XIV ВЕК: ЭПОХА КОММУНИКАЦИИ НАЧИНАЕТСЯ
Ярослав Пеликан (IV, 71) подметил, что до XIV века схоластика не видела проблемы в Церкви. У Аквината нет отдельного раздела о Церкви, у Петра Ломбардского и в сотнях комментариях на его "Сентенции". Не богословы, а юристы спорили о природе Церкви. Четырнадцатое же столетие началось со знаменитой буллы Бонифация VIII о Церкви - "Unam sanctam" - "Единая святая" - и прошло в спорах о том, что такое Церковь, не юридически, а по сути. Хотя юридические выводы из "сути" следовали - может ли Церковь судить за ошибки не догматические, а нравственные, к примеру. Классические споры XIV века - кто должен выбирать Папу (духовенство, все верующие, император), кто главнее - собор ("консилиаристы") или Папа и т.п.
Споры казались схоластическими, ведь это столетие - век "авиньонского пленения", когда Папы были во власти французских королей и на их земле. Но "власть" - производная от духа, не наоборот, и в конце концов это пленение кончилось не потому, что ослабели короли, а потому что обсуждения, проповеди, трактаты, в общем - коммуникация - привели к изменениям во взглядах людей. Не одна какая-то сторона, особенно изощрённая в пропаганде кого-то загипнотизировала, не материальные обстоятельства сделали какую-то теорию непреодолимой, а - коммуникация, в которой участвовали сотни людей по всей Западной Европе, во всех сословиях. И в этом отношении XIV век - не Средние Века, а вполне Современность. Более того, сами обсуждения оказались достаточно пустопорожними, но вот их факт и был появлением церковности в полном смысле слова - церковности как коммуникации не только между Богом и человечеством, но и между людьми.