БОГОЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ
1303 год: свобода предпочитает ослов
В 1303 году папа Бонифаций вёл бумажную войну с французским королём. Решающим фактором в этой войне были европейцы, - чью сторону они примут, на чьё первенство и в каких областях согласятся. Одной из самых сильных — богатых — держав в тогдашней Европе была Флоренция, и в 1303 году Папа издаёт буллу, в которой выражает свои притязания на власть («Unam Sanctam» - «Едина святая», о Церкви) и посылает во Флоренцию льва.
Льва посадили в клетку во дворце приоров.
Лев — древний символ власти. Правда, именно в христианстве отношение ко львам не только восторженное. Да, в Библии лев — символ Иуды и Иудеи, он теперь красуется на гербе Иерусалима. Однако, львы — это ещё и хищники, которым пытались скормить пророка Даниила. Спасся он не благодаря кротости львов, а благодаря чуду Божьему.
Скорее уж, Библия с симпатией относится к ослам — осёл помешал вражескому пророку Валааму. На осле Иисус въезжал в Иерусалим.
Для христиан же львы — это звери, которым скармливали христиан римские власти. Справедливости ради, надо заметить, что римские власти не питали исключительной ненависти к христианам, питание львов было сбалансировано — их кормили и манихеями, и военнопленными, и преступниками. Это была часть цирковых представлений. В наши дни популярны трехмерные фильмы или даже 4D, но до римлян пока далеко — когда в спектакле реально львы разрывают людей, это 5D по пятибалльной шкале.
«Ad leonem!» - «Христиан ко львам!» - знаменитый крик римской толпы, вошёл в учебники (правда, количество христиан, скормленных львам, сильно преувеличено, но ведь и одного или одну жалко, несмотря на коррупцию в Церкви?).
Тем не менее, в Средние века, да и в наше время лев и в христианской культуре оставался ещё и символом власти, причём высшей власти. Папы, правда, всё-таки предпочитали изображать крест, но и львы случались, случались... Например, папа Сикст V в конце XVI столетия насажал в Риме множество изображений львов, причём вместе с грушами. Его фамилия была Перутти — Грушевский по-нашему.
Посылка льва во Флоренцию была, таким образом, выражением почтения: мол, вы, флорентийцы, хоть и не монархисты, но ваша власть — очень любезная и родственная нашему сердцу, совершенно настоящая, не то, что власть французского короля, этого шакала.
Однако со львом вышел казус.
Его современник Джованни Виллани писал:
«Мимо вели осла, нагруженного дровами, который, увидев льва, то ли от страха, то ли благодаря чуду с яростью напал на него и залягал до смерти, причем никто не мог его удержать. Это сочли предзнаменованием великих перемен, которые действительно произошли с нашим городом. Но некоторые ученые люди говорили, что исполняется пророчество Сивиллы, гласившее: "Когда смирное животное покусится на царя зверей, тогда церковь придет в расстройство". Это и сбылось при папе Бонифации».
Французский король, действительно, довёл папу до смерти, организовав нападение на него в его резиденции в Ананьи. Кстати, тут Папа встретил нападавших весьма гордо, восседая на троне. А епископ трон в Ананьи за сто лет до этого вырезал скульптор Пьетро Вассалетто, и трон этот покоится на двух львах. Французы львов не испугались, папу арестовали. После его смерти король Филипп добился избрания папой француза, который перевёл столицу католической Церкви во Францию, в Авиньон, на весь XIV век. Правда, с точки зрения французской монархии это был как раз очень хороший порядок — послушная церковная иерархия. Но были и другие точки зрения.
Впрочем, эти склоки не так интересны, как то, что современники сочли осла — символом всего, что может победить непобедимое. Здесь, кажется, христианское отношение к паре лев/осёл взяло верх. «Расстройство», «беспорядок», - это ведь как поглядеть. С точки зрения льва, порядок — это аккуратно обглоданные ослиные кости и очередь ослов на очередную трапезу. С точки зрения осла... Но кто, собственно, осёл? Вы? Я? Мы?
Львиная символика благополучно набирала силу. К концу XV века даже леопарды на гербе английских королей превратились во львов, после чего уж было рукой подать до рождения Британского Льва.
Правда, Британский Лев оказался не вечен и дошло до Ильфа и Петрова, у которых Британский Лев (вполне, впрочем, в духе англиканского диакона Льюиса Кэррола) льёт крокодиловы слёзы, после чего прячётся в своей раковине. В современном мире сильнейшая страна — уже не Англия, и не Флоренция с Францией, а США, и весь мир знает её символы — слона и осла. Странно, а куда делся лев?
Забавно, что лев в этой паре скрыто присутствует, но как осёл. Впервые американских демократов приравняли к ослам в 1828 году. Тогда баллотировался в президенты Эндрю Джексон, так его фамилию переиначили в «Джекэсс». «Эсс» по-английски - «осёл», оба слова от латинского «асинус». Мол, только осёл может выступать за неограниченную власть быдла, а правильное народовластие, истинная республика — когда ослы имеют возможность выбирать себе из львов наиболее симпатиичного. Джексон не растерялся и сам стал иногда в шутку называть себя ослом, чем проявил поистине львиную мудрость. Ослы ведь ещё и работяги, в отличие от львов, которым лишь бы врагов убивать.
Окончательно символы, однако, оформились в 1874 году. Великий карикатурист Томас Нэст (это он заменил образ Санта-Клауса с тощего мрачного верзилы на весёлого толстяка) нарисовал карикатуру на политическую борьбу.
В карикатуре осёл побеждает всех животных, включая слона. На слоне написано «республиканцы» - говоря по-русски, «велика Федура, да дура». Но самое замечательное, что осёл — в львиной шкуре.
Кстати, львиную шкуру носил и Геракл.
Львиная шкура людям не понравилось. И правильно — в ней только врагов пугать, а жизнь разве к этому должна сводиться? Так что символом свободы стал осёл. А что же слон? Тоже, конечно, символ свободы... И обезьяны... И лисы... На худой конец, люди... Лишь бы без львов.
Ослы предпочитают свободу? Только ослы предпочитают свободу? Ослы предпочитают жизнь, а свобода - лучшее средство защиты ослов от львов.