Акимова О.А. Межконфессиональные отношения в Боснии (конец XIV
- XV век). // Славяне и их соседи. Вып. 7. Межконфессиональные связи в странах
Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы в XV-XVII веках. - М.: Наука, 1999.
С. 15-39.
Реферат сост. Я.Кротов
Первая половина 14 в. - организация францисканского викариатства (автор пишет
викарии). Францисканцы считали боснийцев катарами., манихеями, арианами.
Папа Евгений IV, 1445 о боснийцах как манихеях.
Высшая ступень иерархии — "дед", ниже "гости", "старцы". Члены церкви - "крестьяне".
Туман относительнон аполненности терминов. Туман о догматике церкви - источники
противоречивы, позволяют считать ее и католич., и правосл., и еретической. В среднев.
Сербии считались еретиками. Сербский синодик православия называет их "злыми еретиками,
проклятыми бабунами" (С. 17). Впрочем, это могло быть отражением ненависти к завоевателям:
боснийский бан Степан II Котроманич (1314-1353) внесен в синодик под анафемой
после завоевания сербского Хума. Пьемонтский доминиканец Ансельм Александриский
(ум. 1279( считал боснийцев православными, и такая т.зр. была и в 15 в. у католиков.
Боснийцы против католиков — сатанинская церковь, так как. священники прощают все
грехи и этим губят души. О православных: "патриархов выбирают серебром и золотом"
(глосса на Груичеве евангелии).
Существование самостоятельной боснийской церкви - по ней говорили о "патаренах,
народе боснийском".
Вопрос о юрисдикции неясен. Вроде бы боснийцы как-то существовали внутри катол.
и правосл., но мб речь идет лишь о мимикрии? Церковь государственная. Дубровчане
в спорах признавали посредничество деда ("старейшины патаренов").
С. 19 - боснийцы не принимали крещения, не вступали в брак, не было совместного
богослужения, церквей, молились под открытым небом или в домах ("хижах". Не признавали
исповеди. Однако католич. обвинение в непочитании креста неверно. Отмечали все
христ. праздники.
Венгерские короли считали себя боснийскими 9rex Ramae), Рим пытался опереться
на них. 1200 - король Имре против боснийцев, Иннокентий III объявляет крестовый
поход. Доминиканцы, с к. 13 в. и францисканцы. Конфликт орденов, победа францисканцев.
Боснийское королевство существовало с 1377 - коронация бана Твртко. (с к. 12
в. венгерский суверенитет).
1339-40 создание францискан. викариатства в Боснии во главе с Перегрином Саксонским,
позднее епископом боснийским. К 13709-м г. до 90 монахов. Несли обязанности приходских.
Особенно восточная част - Сребреница, копи серебра и свинца, немецкие поселенцы
(сасы).
1386 - первые турки в Боснии.
1402 - письмо папы Бонифация IV боснийскому викарию - остановить отток
рфанцисканцев, викарий доносил о переходе 500 000 боснийцев-еретиков в катличество.
1431 - конфликт короля Твртко II, вроде бы патарена с францисканцем Яковом
из Марки - Яков обвиняет его в ереси за нападки на имущество францисканцев. Помирились
в 1436. Вообще короли Боснии демонстрировали и верность Риму, и вернотсь своей
церкви, что вызывало постоянное недоумение на Западе. 1392 - капеллан Дабиш упоминает
"попа Милаца", католического, но служившего на славянском по латинскому обряду.
В 1384 Твртко I венчал боснийский католич. епскоп, получив за это земли. Со смертью
в Сербии в 1371 Уроша и Вукашина угасла вевть Неманичей, а Твртко был правнуком
Дракутина по женской линии и претендовал на сербскую титулатуру. "Конфессиональная
непоследовательноть" (С. 28).
1448 - Степан Вукчич провозглашает себя герцогом, фактически отделяя сво Герцеговину
от Боснийского королевства.
Письмо Геннадия Схолария 1454-6 гг. - боснийский дед бежал в Герцеговину, спасаясь
от католич. экспансии, принял православие. Запрос монахов, поминать ли его. Схоларий
отвечает: дед - православный и серб, как и герцог Стефан. Поминать разрешает,
однако, лишь деда. Герцога поминать лишь "в присутствии епископа при благословении
трапезы" (17).
1456 - донесение Николая Барбучи из Диррахия папскому легату Иоанну Карвахалу
- передает мнение короля Стефана Томаша, который полагал, что боснийцы (манихеи)
"более любят турок, нежели христиан, и которые составляют большинство королевства"
(29)
1459, май - сдача туркам Смедерева, католики винят боснийцев как предатеелй
(29).
1461 - трое боснийских "крестьян" (монахов) отправлены в Рим, их дело разбирает
Торквемада, монахи отрекаются, принимают от папы крещение, отправляют их в Боснию,
но по дороге один из них бежал под защиту герцга Стефана (29).
1463 - последний король Боснии Стефан Томашевич погиб в борьбе с турками. Поход
Мехмеда II. Организация боснийского санджака.
1470 - организован герцеговинский санджак. Окончательное завовевание - 1490.
До 1481 еще упоминается боснийская иерархия, укрывшаяся в Дубровнике - уже
крееная православными из Кпля.
Миф о том, что боснийцы предпочли принять ислам - на самом деле, исламизация
насильственная, многие бежали или принимали правол. и католич. В 1468 г. мусулдьманских
хозяйств 0,9%, в 1489 - 14,5% (С, 35).
|