Евфимий Тырновский (Род. в 1320-е гг. - 1402). Отпрыск боярского рода из тогдашней столицы Болгарии Велико-Тырново, Евфимий постригся в Килифаревском монастыре во имя Рождества Богородицы, где его наставником стал Феодосий Тырновский, ученик Григория Синаита, мистик. Среди других монахов был сверстник Евфимия Киприан Цамблак, позднее ставший митрополитом в Москве (предполагают, что и Евфимий был связан с родом Цамблаков). Вскоре (к 1350 году) Евфимий стал экономом этого монастыря. В 1363 г. Евфимий сопровождал Феодосия, который отправился в Константинополь; здесь учитель вскоре умер, а Евфимий жил сперва в Студийском монастыре, а потом в Великой Лавре на Афоне. Византийский император Иоанн V Палеолог сослал его на остров Лемнос как сторонника "исихастов", после освобождения Евфимий поселился в болгарском монастыря Афона - Зографе. Около 1371 г. он вернулся на родину, в 1375 г. был избран патриархом. Он создал монастырь во имя Пресвятой Троицы. В 1393 г. Болгария была завоёвана турками (патриарх героически возглавлял оборону столицы), Евфимий скончался в заточении в Бачковском монастыре. Более всего Евфимий прославился как инициатор реформы в богослужебной сфере: организовал "справу" (исправление") текстов Библии и литургических книг через сверку их с греческими оригиналами и древнейшими болгарскими переводами. Сам он перевёл устав литургии патриарха Филофея и служебник, сохранилось полтора десятка его сочинений: жития Иоанна Рыльского, Илариона Магленского, Петки Тырновской. Реформа была, однако, обращена вспять, как это обычно для архаических обществ, где высший авторитет древность. Тем не менее, хотя теоретически Евфимий старался "возродить" прошлое, на практике он, как и деятели итальянского Возрождения, развивал язык и литературу. Его реформа отразилась и на русской книжности того времени (историки говорят о "втором южно-болгарском влиянии" XIV в.; первое было на заре русского христианства). Один из самых почитаемых болгарских святых - точнее, "национальных героев". В его память назван пик в Антарктике. Память 20 января/2 февраля (в день именин) и во второе воскресенье после Пятидесятницы.
Сырку П. К истории исправления книг в Болгарии в XIV веке. Т. I.
См. Калугин о втором южнославянском влиянии и роли Евфимия.
Cм. Болгария - 14 в.
Емил Калужняцкиi. Съчинения на Българският Патриарх Евтимий. УИ „Св. св. Кирил и Методий”-Велико Търново, ПИК ISBN: 9789547362507 първо издание, 2010 год. 646 стр.
Горина Людмила Васильевна. Антиеретическое сочинение Евфимия Тырновского в Рус. хронографе редакции 1512 г. //Балканские исследования. Проблемы истории и культуры. М., 1967; Похвальное слово Евфимию Тырновскому Григория Цамблака как историч. источник // Славянские культуры и Балканы IX-XVII1 вв. София, 1978. |