Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

СЛОВАРЬ СВЯТЫХ

Стефан Махрищский (1406). Киевлянин по рождению, постриженник Печерской лавры, преп. Стефан в 1450-е годы оставил родину и переселился на север. Поступок далеко не обычный, пускай в те времена и не было такой ненависти у “киевлян” к “москвичам”. Автор жития Стефана, писавший в XVII веке, сообщает, что святой бежал от гонений католиков на православие. Гонения таковые, действительно, бывали, но не в XIV веке в Киеве. Да и странно было бы, если бы гонения обрушились на одного-единственного монаха; известно же, что прочие монахи Печерской лавры никуда не уходили и невозбранно спасались. Следовательно, дело не в каких-то внешних причинах, а во внутреннем беспокойстве. С разрешения московского князя он поселился в трех днях ходу от монастыря преп. Сергия Радонежского, недалеко от Городища, на берегу речки Махрища. Впрочем, в те годы обитель Сергия ещё не была знаменита, ей было всего лишь несколько лет; Стефан, возможно, и не подозревал о таком соседстве. В 1358 году он был поставлен игуменом в монастыре, который сам же и основал. Монахи построили церковь во имя св. Троицы. Здесь уже нельзя не усматривать знакомства Стефана с обителью преп. Сергия). Действительно, именно к Стефану пришёл Сергий, когда оставил свой монастырь (подчиняясь воле церковного начальства, он ввёл в обители общежитийный устав, после чего ушёл, потому что не одобрял этого устава). Стефан вполне одобрял поступок Сергия и дал ему своего ученика Симона, хорошо знавшего окрестности, в спутники. Преп. Сергий отправился в путь и поселился на острове Киржач. Со временем, однако, власти понудили Сергия вернуться, а монастырёк на Киржаче остался. Подобно Сергию, и Стефан году в 1370-м оставил свой монастырь. Одни объясняют это тем, что ему не нравилось “многолюдство” в обители, другие — тем, что местные землевладельцы угрожали убить игумена. Возможно, однако, что Стефан ушёл из своего монастыря по той же причине, что и преп. Сергий — из своего, не желая вводить в нём общежитильного устава. Стефан и его ученик Григорий поселились севернее Вологды, на реке Авнеже, и основали здесь обитель тоже во имя Св. Троицы. Однако, Димитрий Донской добился возвращения Стефана на прежнее место и введения тут общежитильного устава. Стефан — один из деятелей 14 столетия, которые очень похожи на преп. Сергия и при этом явно скорее сверстники ему, единомышленники, а не ученики. Их биографии показывают, что монашеское движение 14 века не на одном Сергии и его учениках держалось, было шире, хотя проблемы у его участников были общие. Св. преп. Стефан, игумен Махрищский. Стефано-Махрищский монастырь: Изд-во им. святителя Игнатия Ставропольского, 1996. 32 с. Память 14/27 июля.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова