Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

СЛОВАРЬ СВЯТЫХ

Антоний Стронконский (1381 - 8.2.1461). Отец и мать Антонио Вичи были терциариями францисканского ордена и поэтому не возражали, когда их сын в двенадцать лет стал у францисканцев послушником (дядя Антонио был генеральным комиссаром итальянским обсервантов). В 39 лет он сопровождал Томмазо Флорентийского, помогая исполнить труднейшее поручение: распустить общины францисканцев в Сиене и на Корсике, потому что монахи этих общин в своей апологии духовной чистоты дошли до агрессии и обличений окружающих, превратившись в раскольников (их называли “спиритуалами”). Из 68 лет своей монашеской жизни Антонио 30 последних провел в общине в Карчери под Ассизи, питаясь только хлебом и водой, используя каждую возможность, чтобы смириться перед окружающими. В смирение его не слишком верили и однажды даже обвинили в том, что он разорил принадлежавший монахам виноградник: хотел, мол, чтобы они тоже только воду пили. Антонио безропотно принял суровую епитимью, не оправдываясь; позднее его невиновность выяснилась. За год до смерти его перевели в общину св. Дамиана в Ассизи. Здесь он и скончался. Было поверье, что Антонио оказывает своим почитателям особую милость: дает им знать о приближающейся смерти легким постукиванием, исходящим от его гробницы или просто от его изображения. В православной традиции (включая Россию) так же считалось, что время смерти может быть открыто, что это благодеяние Божие святым. Во время же господства кремлёвской системы принудительного осчастливливания на узнавании даты своей кончины строились многие произведения “советской” фантастики (чудная повесть Ольги Ларионовой “Леопард с вершины Килиманджаро”). Знание это заведомо расценивалось при этом не как облегчающий жизнь подарок, а как испытание для человека, тяжесть на душе. Эта психология сохраняется в России по сей день, почему от безнадежно больных стараются скрыть, сколько им осталось, да они и не настаивают. В относительно свободном мире иначе, там закон обязывает врача не утаивать будущего от пациента, а неписаная традиция обязывает человека относиться к этому знанию без истерики, ответственно. Так что отношение к смерти может быть достойным и у неверующего человека, если он хотя бы экономически и политически свободен. Другое дело, что научиться с достоинством встречать смерть, конечно, хорошо, но неплохо еще научиться встречать и воскресение. Беатиф. 1687.  Acta Sanctorum, февраль, т. II. Память 7 февраля.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова