Иоанн (Ян) Краковский (1390, Канти под Освенцимом - 23.12.1473).
Сын зажиточных польских крестьян из деревни под Освенцимом, Ян окончил
Краковский университет, был рукоположен, получил здесь кафедру.
Коллеги косились на его "чрезмерный" аскетизм, а отец Ян ссылался
на церковную историю и напоминал, что восточные аскеты отличались
долголетием (и он, действительно, дожил до восьмидесяти трех). Совершал
он и другие поступки, слишком эксцентрические с точки зрения большинства:
например, когда однажды в университетскую столовую зашел попрошайка,
отдал ему свой обед. При этом он был отличным проповедником и лектором.
Коллеги это и использовали, сделав то, что один сатирик назвал "вышелушиванием
сверхкомпетентных" и "пасом в сторону": отца Яна послали на приход
в Олькуш. Сперва и он сам боялся этой работы, и прихожане скептически
отнеслись к "ученому попу". Но когда через несколько лет доброжелатели
Кантиуса (так его формально именовали на латыни по названию родной
деревни) добились его возвращения в университет, провожали его сельчане
со слезами, пройдя с ним по дороге куда больше, чем это полагалось
по этикету. Ему дали кафедру Священного Писания, и ее он занимал
до самой кончины. Его хорошо знали те студенты, которые не только
поглощали знания, но и пытались жить по-христиански, знали его все
городские бедняки, а вот почтенные горожане общались с ним реже.
Однажды его пригласили на обед, но слуга не хотел пускать на порог:
сутана была слишком рваная (а в лицо, очевидно, он юродивого профессора
не знал). Отец Ян сходил домой, переоделся в новую рясу, —
и на этом самом обеде слуга залил ее супом. "Ничего, — заметил профессор,
— сутана заслужила свою долю обеда, ведь без нее меня бы здесь не
было". После смерти Кантиуса его почитали как чудотворца, в его
академическую мантию облачали магистров на торжественных церемониях,
а в преподавательской трапезной долго держался обычай начинать обед
с того, что вице-ректор на латыни возглашал: "Идет бедняк", а ректор
откликался: "Иисус Христос идет" — и нищему (одному) действительно
давали пообедать. Канон. 1767. Acta Sanctorum, октябрь, т. VIII;
Butler, 20.10. Память 20 октября и (основная?) 23 декабря.
|