Симон (Симеле) Триентский (ум. 23.3.1475). Двухлетний сын дубильщика из Триента,
исчезнувший из дому в Великий Четверг 1475. На Пасху его тело нашли в ручье. Кто
убил ребёнка, осталось невыясненным прежде всего, потому что в городе началась
массовая истерия: в убийстве обвинили евреев. Епископ города Иоанн Хиндербах возглавил
процесс, в ходе которого показания получались под пыткой. Четырнадцать евреев
были казнены как соучастники “ритуального убийства”: якобы они терзали младенца-христианина,
чтобы отомстить христианам. Остальные члены иудейской общины были изгнаны из города,
синагога в Триенте была снесена. В 1588 г. Сикст V разрешил почитание Симона для
епархии Триента (память 24 марта), хотя вообще-то папы неоднократно в окружных
посланиях к Церкви заявляли, что обвинения евреев в “ритуальных убийствах” являются
лживыми. И в других странах церковная иерархия время от времени вынуждена была
уступать толпе, считая почитание мнимого святого меньшим злом по сравнению с полной
потерей веры. Разумеется, не Церковь была источником этого суеверия. Более того,
в средневековой Европе евреев в ритуальных убийствах не обвиняли, истерии начались
одновременно с обмирщением общества, с экономической гонкой, и часто эти коллективные
истерии обращались не против евреев, а против женщин вообще (их обвиняли в колдовстве),
против католиков (их обвиняли в шпионаже) и других “непохожих” на большинство
членов того или иного общества. В 1963 следователь В.Экерт изучил материалы об
убийстве и доказал невиновность иудеев. Архиеп. Триентский на следующий день после
опубликования Вторым Ватиканским собором декларации “Nostra aetate”, в которой
об иудаизме заговорили нормальным голосом, без антисемитских интонаций, выпустил
декрет, в котором отметил канонизацию Симона (“Новая Европа”, 1995. №7. С. 92-93).
Divina G. Storia del beato Simone de Trento. 1902; Analecta Bollandiana, XXIII
(1904), 122-124.
1956, I, 672.
Антисемитизм
|